Президент РАО Ольга Васильева — о вероятности отмены ЕГЭ, роли учителя в жизни ребенка и престиже профессии педагога
Ольга Васильева: Ребенок для любого родителя — не только величайшая ценность, но и величайшая ответственность. А у нас не так часто об этом говорят. / Сергей Куксин / РГ
Глава РАО Васильева: Мы все еще не видим реальной альтернативы ЕГЭ
Как убрать из школы скуку? Кто поможет родителям воспитывать детей? Нужно ли сокращать сроки обучения в школе? На вопросы «Российской газеты» отвечает президент Российской академии образования Ольга Васильева — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Ольга Юрьевна, сейчас активно обсуждают возможность сокращения сроков обучения в школе. Многие предлагают вернуться либо к десятилетке, либо заканчивать в девятом классе. Ваше мнение?
Ольга Васильева: На мой взгляд, такая дискуссия не имеет под собой научной базы. Да, в разные периоды в прошлом у нас в стране была и десятилетка, и девятилетка, это так. Но первый вопрос сейчас: за счет чего сокращать? «Резать» часть предметов или ужимать часы? Если идти по этому пути, неизбежно получим снижение уровня знаний. А делать образовательную программу еще более насыщенной и интенсивной (сокращать часы, не сокращая содержание) уже просто невозможно: школьная нагрузка сейчас и так достаточно высока. Президент в своем Послании поручил обеспечить формирование гармоничной, сбалансированной и результативной учебной нагрузки на школьников. О чем тогда речь?
Программа школы построена так, чтобы ребенок во время учебы знакомился с миром, познавал его. Можно сто раз говорить: «химия, физика не всем в жизни пригодится». Но только это те основы, которые все в школе направлены на одно: вместе, шаг за шагом, познавать мир.
Делать образовательную программу еще более насыщенной и интенсивной уже невозможно: школьная нагрузка сейчас и так высока
Еще один очень важный аспект, который развивает личность ребенка — воспитательный. В школе ребенок учится работать в коллективе, он учится дружить, получает первый жизненный опыт, усваивает традиционные для нашего общества ценности. Поэтому важно, чтобы это время проходило не только над книгами, чтобы жизнь была наполнена эмоциями, личными переживаниями и размышлениями, знакомством с красотой мира. Маленький человек должен иметь возможность гармонично развиваться. Где взять на это силы, если программа станет еще насыщеннее?
Если у ребенка будет хорошая школьная база, то и в вузе ему будет легче, и с выбором дальнейшего пути определиться будет проще. К тому же обучение в вузе требует от молодого человека личностной, психологической зрелости. И без того опыта, который мы получаем в школе, обрести ее очень сложно.
До 10 октября идет общественное обсуждение проекта перечня ЕГЭ для поступления в вузы. Требование к будущим педагогам — обязательный профильный предмет. Это ожидаемая мера?
Ольга Васильева: Это не просто ожидаемая мера, а долгожданная. Ученые РАО неоднократно говорили о необходимости таких изменений. Думаю, со мной согласятся многие: странно, когда будущий педагог-физик сдает при поступлении не физику, а обществознание. А такое много где было в порядке вещей.
Сегодня мы говорим о необходимости поднимать дисциплины естественно-научного цикла — абитуриенты или не идут учиться на учителя физики или химии, или у них нет нужных знаний по профильному предмету. Ребята предпочитают сдавать ЕГЭ по обществознанию, поскольку считают его менее трудным, чем, например, по биологии. В итоге мы сталкиваемся с нехваткой учителей естественно-научных предметов, а тем более педагогов, способных работать в профильных классах.
75 процентов студентов-педагогов уверены, что найдут работу по специальности
Коллеги из высшей школы не дадут соврать: для многих первый семестр превращается в подтягивание студентов по школьной программе, отработку базовых знаний.
Повторюсь, подготовка сильных педагогов естественно-научного цикла сегодня является вопросом не просто качества образования, это вопрос национальной безопасности и развития нашей страны.
Ученые РАО разработали Концепцию развития личности ребенка в семье. Зачем? Ее будут рекомендовать родителям в школах?
Ольга Васильева: Наиболее актуальная проблема сегодня — гармоничное воспитание ребенка в семье, мы хотим помочь мамам и папам сделать их общение с детьми более качественным, осмысленным. Ведь ребенок для любого родителя — не только величайшая ценность, но и величайшая ответственность. А у нас не так часто об этом говорят. Каждому ребенку нужно бережное, неустанное, с особой родительской любовью индивидуальное отношение. Здесь и учет психологических особенностей его развития, и верховенство любви, и ценность детства… Казалось бы, все это само собой разумеется.
Но есть и еще очень важный момент, на котором — особый акцент. В общесте практически перестали говорить о том, что для ребенка очень важен значимый взрослый. Кто это? Человек, который дает ребенку чувство уверенности в своих силах, ощущения свободы и безопасности, возможности взрослеть без страха сделать ошибку, помогает понять ценности этого мира и своего окружения. И, конечно, хорошо и логично, если этим значимым взрослым станет родитель. Но часто, особенно в подростковом возрасте, такими значимыми взрослыми становятся не родители, а старшие товарищи, реже — учителя.
В концепции выделены распространенные ошибки семейного воспитания — авторитарность, манипулирование, непоследовательность в поведении родителей, гиперопека, жертвенность.
Полный текст есть на сайте и других медиа ресурсах Российской академии образования, его каждый может почитать. Думаю, в распространении нам помогут образовательные организации и общественные объединения.
Общеизвестная истина — на Руси всегда были три главных человека: учитель, врач и священник. Остается ли сегодня, в век искусственного интеллекта, педагог для ребенка главным?
Ольга Васильева: Учитель по-прежнему остается для ребенка важным взрослым — носителем знания и навигатором в море информации, но самое главное — он остается воспитателем чувств. Безусловно, информации сегодня в избытке, доступ к ней почти безграничный. Поэтому учителю всего важнее готовить школьника к самостоятельной жизни, научить отбирать информацию, оценивать ее на достоверность. Научить не идти на поводу у технологий, а ставить их себе на службу. Уверена: лучше учителя этого никто не сделает. Вообще на систему образования сегодня ложится много трудных задач. И одна из главных — научить детей самостоятельной работе.
Общая проблема современного образования практически практически всех стран — скука. Дети скучают в школе, скучают дома и спасаются в гаджетах. Но представим, что завтра вдруг все отключится. Где ребенок будет находить информацию, чем себя занимать? Чтобы убрать скуку из школы, она должна притягивать активных молодых учителей, с горящими глазами.
Сегодня педагогика входит в топ-3 направлений по популярности у абитуриентов. Вопреки всем разговорам, молодежь выбирает профессию учителя. Почему?
Ольга Васильева: Эксперты Центра развития педагогического образования РАО провели исследование «Портрет студента — будущего педагога» — эта масштабная работа охватывает два десятилетия. Выяснилось: сегодня будущие учителя считают свою профессию более престижной, чем их предшественники. Рост почти в два раза: с 13 процентов в 2003 году до 24 процентов в 2023-м. Что еще важно? За последние 20 лет возросло значение таких критериев выбора места будущего работы, как «возможность карьерного роста», «хороший коллектив». Еще одна позитивная тенденция — рост доли студентов-педагогов, желающих работать по специальности: таких было всего 20 процентов в 2003 году, а в 2023-м — уже половина. При этом большинство из этой половины не просто хотят работать учителями, а твердо уверены, что найдут работу по специальности.
Ситуация, которая ставит в тупик многих родителей: ребенок-отличник в начальной школе в пятом классе начинает приносить тройки и двойки. Что делать?
Ольга Васильева: Переход в пятый класс — всегда большие перемены для детей: появляются новые учителя, предметы, сверстники, больше учебы и домашних заданий, разные кабинеты… Вполне естественно, что детям требуется время для адаптации. У ребенка может появиться чувство дискомфорта, даже страха. Все это, конечно, будет влиять на успеваемость.
Если ребенок переживает какие-то негативные эмоции, поймите и примите это. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты. Важно научить ребенка в сложных школьных ситуациях не бояться обращаться за помощью к классному руководителю. Да и самим родителям не стесняться: если что-то беспокоит — идите к классному руководителю.
Чтобы избежать скуки, школа должна притягивать активных молодых учителей, с горящими глазами
Не нужно сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, мол, все, ты уже взрослый, давай все сам. Особенно если в начальной школе он привык к тому, что вы проверяете «домашку» и следите за оценками. Да, приучать к самостоятельности нужно, но очень постепенно и без давления. Но в целом в пятом классе ребенок уже должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, если чего-то не понял, делать домашнее задание не на ночь глядя, а заранее.
Все становится сложнее, когда в пятый класс ребенок идет в новую школу. Нагрузка вырастает в разы.
Ключевой вопрос
Правительство не одобрило законопроект об отмене ЕГЭ, но Рособрнадзор собрал массу предложений по совершенствованию Единого. Это нужно?
Ольга Васильева: В любой аудитории, где начинается обсуждение отмены ЕГЭ, я задаю один тот же вопрос: кто готов сейчас сдавать по окончании 11-го класса семь экзаменов? А потом еще несколько для поступления в вуз? Как говорят учителя, «лес рук».
Мы все еще не видим реальной альтернативы ЕГЭ. Здесь есть несколько очень важных нюансов.
Первый: насколько справедливо поставить ребят, которые последние 10 лет готовились к тому, что им предстоит сдать ЕГЭ, перед фактом, что теперь все будет по-новому? Не вызовет ли это у них лишь еще больше стресса, за который так любят ругать ЕГЭ?
Второй: если мы отказываемся от ЕГЭ и сдаем десяток выпускных экзаменов в своей школе, учителя с этим, скорее всего, справятся. Но что делать вузам, которым будет необходимо организовать прием экзаменов? Вступительная кампания — это событие огромного масштаба. Вузы уже почти два десятка лет не принимали вступительные экзамены, кроме творческих и дополнительных испытаний, в таком объеме. Готовы ли они принять этот вызов? Не получим ли мы систему, при которой поступить в вуз можно, лишь пройдя платные подготовительные курсы при нем? Не сократит ли это возможности абитуриента, ведь, скорее всего, вступительные экзамены в разных вузах по времени будут пересекаться.
Время течет, сама процедура организации ЕГЭ требует постоянной доработки и совершенствования. На мой взгляд Рособрнадзор, при поддержке ведущих экспертов и педагогов с этим хорошо справляется.
Мария Агранович