Минобрнауки предлагает обновить правила приема в вузы. Какие изменения ждут будущих абитуриентов?
Для кого-то изменения — технические, для кого-то — критические. Но учить новые правила придется всем. Фото: Александр Корольков / РГ
Министерство науки и высшего образования предлагает изменить порядок приема абитуриентов на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Проект приказа вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 31 октября.
Порядок приема — определяющий документ, на который ориентируются абитуриенты и вузы. Именно в с соответствии с ним университеты готовят свои правила приема и публикуют их не позднее 20 января года поступления. То есть порядок приема на 2025/2026 учебный год должен появиться на вузовских сайтах с учетом всех особенностей того или иного университета не позднее 20 января 2025 года.
— Министерство анализирует итоги каждой приемной кампании и работает над повышением качества порядка приема, — отметил замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. — Все изменения, которые отражены в новом документе, сделают процесс поступления более комфортным для абитуриентов, закрепят их права, а также значительно структурируют работу самих университетов.
Что же предлагается изменить? Останутся ли льготы для олимпиадников? Поправят ли механизм целевого набора? И это лишь некоторые вопросы, что волновали многих по итогам приема этого года.
Скажем сразу, в проекте нет изменений относительно льгот для олимпиадников.
Напомним, предлагалось оставить право зачисления без вступительных испытаний только для победителей и призеров олимпиад школьников за 11 класс 1-2 уровня. И не более 70% от общего числа бюджетных мест.
Но к такому подходу возникло множество претензий. В итоге сложившуюся практику зачисления олимпиадников решено пока не трогать.
А вот какие изменения в проекте есть.
Предлагается ввести единые сроки приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — с 20 июня по 1 октября.
Планируют закрепить единое для всех вузов предельное количество специальностей и направлений подготовки, по которым можно одновременно участвовать в конкурсе в каждом вузе, — пять. Сейчас число направлений — не более пяти, но каждый вуз устанавливает количество самостоятельно.
Списки абитуриентов, подавших документы, будут формироваться с указанием баллов — аналогично конкурсным спискам.
Абитуриенты с правом на прием в пределах отдельной квоты, например участники СВО и их дети, смогут поступать по результатам внутренних вступительных испытаний на общие места, а не только на места в рамках отдельной квоты.
Возможно, появится новое индивидуальное достижение, за которое вуз может начислять дополнительные баллы при поступлении — образование по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим профилю программ бакалавриата и специалитета.
Порядок приема — определяющий документ, на который ориентируются абитуриенты и вузы. В соответствии с ним университеты готовят свои правила и публикуют их не позднее 20 января
Что еще?
Единое заявления о приеме в головной вуз и в филиалы на бюджет и на платное обучение. Сейчас можно подавать разные заявления.
Поправка в правилах целевого набора, правда, судя по всему, техническая: в заявлении о приеме на целевые места указывается заказчик обучения и номер предложения о заключении договоров, размещенного на Единой цифровой платформе «Работа в России».
В конкурсном списке указывается высший проходной приоритет каждого поступающего, а зачисление на бюджетные места происходит не по оригиналу документа об образовании, а по заявлению о согласии на зачисление.
Также предлагается не проводить дополнительное зачисление, а незаполненные места использовать для дополнительного приема.
Тут часто путаются: что есть что? Дополнительное зачисление идет на незаполненные в основной набор места для тех, кто уже попытался поступить в конкретный вуз, подавал документы, но не прошел по конкурсу. То есть вуз просто «добирает» из тех, кто уже пришел. Новый конкурс в таком случае не проводится.
А дополнительный прием — история, когда составляется новый конкурсный список. И в таком конкурсе могут участвовать как те, кто уже подавал документы в вуз, но не попал в итоговый список к зачислению, так и те, кто в основном конкурсе вообще не участвовал.
Общественное обсуждение проекта приказа о порядке приема в вузы продлится до 31 октября 2024 года. Фото: Аркадий Колыбалов / РГ
Сроки подачи документов и зачисления расписаны в проекте подробно. Начинается все с привычного всем 20 июня. Если поступающим необходимо сдавать внутренние вступительные испытания, то принимать документы вуз закончит не ранее 15 и не позднее 20 июля. Если сдавать внутренние экзамены не нужно — 25 июля. Вступительные испытания могут начаться уже 21 июня, закончатся — 25 июля.
Публикация конкурсных списков — 27 июля. Приоритетный этап зачисления: подача согласия на зачисление — не позднее 12.00 по московскому времени 1 августа, издание приказов о зачислении — 2-3 августа. Основной этап зачисления: подача согласия — не позднее 12.00 по московскому времени 6 августа, издание приказов — 7-8 августа. Не позднее 11 августа вузы должны подсчитать все незаполненные места, свободные для дополнительного приема в рамках контрольных цифр.
Общественное обсуждение проекта только началось — на портале проектов нормативных актов документ появился 12 октября — а соцсети уже «кипят». Например, не всем понятно, почему единые сроки зачисления — до 1 октября. Вузы привыкли начинать и учебный, и отчетный год с 1 сентября. Есть и другие вопросы.
Корреспонденты «РГ» узнали, что думают в вузах о проекте документа.
Как вам это?
Михаил Гордин, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана:
— Отмечу плюс увеличения направлений, на которые абитуриент может подать документы при поступлении. Он в том, что зачисление идет по системе приоритетов. В этом случае, если абитуриент не проходит на направление первого приоритета, он автоматически рассматривается на второе. Если грамотно собрать конкурсные группы, вероятность поступления увеличится, а уровень напряжения, наоборот, понизится.
Мария Князева, первый проректор Мурманского арктического университета:
— Есть сомнения относительно введения единых сроков приема на обучение — с 20 июня по 1 октября. Первого сентября у вуза должно быть полное понимание того, кто к ним поступил. Кроме того, есть момент с отсрочкой от армии. Именно приказ о зачислении является основанием для отсрочки. В случае введения единых сроков приема молодые люди смогут подать документы и, возможно, даже пройдут по конкурсу, но приступить к учебе не смогут, поскольку их призовут в армию. На технических специальностях будут отсутствовать целые потоки.
Владимир Климанов, директор Центра региональной политики Президентской академии (РАНХиГС):
— Всячески поддерживаю, что приём в магистратуру должен проходить с учётом тех индивидуальных достижений, которые показали потенциальные абитуриенты в ходе своей предыдущей учёбы или работы. И в меньшей степени ориентировались на результаты экзаменов. В то же время сохранение принципа приёмов олимпиадников для бакалавриата вещь пока необходимая. Что касается моих предложений, я бы запретил любой целевой набор в столичные вузы — имею в виду Москву и Санкт-Петербург. Есть хорошие федеральные университеты, расположенные в разных регионах страны: все квоты предлагаю выделять туда. Так смогли бы, с одной стороны, подтягивать вузы региональных центров, а с другой, снять избыточную нагрузку на отдельные вузы.
Дмитрий Иванов, ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета:
— Изменения носят технический характер и принципиальным образом не затронут прием. В некоторых моментах изменения дают даже больше преференций талантливой молодежи, победителям олимпиад. Правила приема должны совершенствоваться на уровне правительства, профильных министерств и ведомств, чтобы в вузы попадали наиболее мотивированные и способные абитуриенты.
Игорь Петрищев, ректор Ульяновского госпединститута им. Ульянова:
— Думаю, что не следует отказываться от такого инструмента, как дополнительное зачисление. Он удобен тем, что для зачисления не требуется повторная подача заявления абитуриентом, как при дополнительном приеме. Говоря о дополнительных баллах за индивидуальные достижения, хотелось бы предложить предусмотреть в порядке приема предоставление таких баллов выпускникам психолого-педагогических классов, поступающих на программы педагогической направленности.
Подготовили Ольга Бухарова, Мария Набиркина, Татьяна Тюменева, Алексей Михайлов, Валентина Зотикова
Между тем
Минобрнауки при поддержке крупных промышленных предприятий и ведущих вузов в России запускает новый проект в системе профподготовки специалистов — производственную аспирантуру. Как сообщили «РГ» в минобрнауки, «пилот» будет запущен уже в 2025 году.
Как объяснил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, производственная аспирантура — это «форма партнерства и кооперации университета с конкретной компанией, направленная на повышение эффективности исследовательской деятельности, с одной стороны, и на решение конкретных задач предприятия, с другой».
Основные характеристики производственной аспирантуры: в основе темы исследования — актуальные прикладные задачи конкретного предприятия, работодатель участвует в создании программы аспирантуры и учебном процессе, представители компании принимают участие во вступительных испытаниях и в приеме экзаменов по профилю, у аспиранта два научных руководителя: преподаватель из университета и научный консультант от предприятия и др.
Что нужно университету, чтобы стать участником проекта «Производственная аспирантура»?
Важны два критерия. У вуза должно быть право на собственные образовательные стандарты, а процент защит в аспирантуре в срок не должен быть ниже 30%.
Мария Агранович