фото: Сергей Михеев/РГ
Экономика России за 2025 год выросла на 1% с учетом инфляции, сообщил Росстат. Цифра полностью совпала с официальным прогнозом от сентября 2025 года. Объем ВВП по итогам прошлого года достиг 213,516 трлн рублей. Дефлятор ВВП, который отражает изменение цен на услуги и товары отечественного производства, Росстат оценил в 4,5% при общем уровне инфляции 5,6%. В декабре 2025 года рост ВВП составил 1,9% после 1% в ноябре. Это ускорение и позволило российской экономике завершить год на уровне в 1% — сообщает наш информационный партнёр «Российская газета».
Также Росстат опубликовал новую оценку ВВП за 2024 год, пересмотрев предыдущую. Рост экономики в 2024 году был повышен до 4,9% с 4,3%. По 2023 году сохранена оценка роста на 4,1%. Таким образом, согласно новым данным, темпы экономического роста в прошлом году замедлились почти в пять раз.
По ВВП цифры у Росстата вышли близкие к ожидаемым, прокомментировал «Российской газете» свежую статистику доцент экономического факультета МГУ, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
«Это произошло на фоне охлаждения экономики практически до стадии летаргии в течение 2025 года, хотя мы предполагали большую активность в конце года перед повышением НДС. Опыт прошлых лет позволяет предполагать, что будут досчеты и пересмотры вверх. И после пересмотров рост ВВП, скорее всего, достигнет наших ожиданий в 1,3%», — говорит эксперт.
В России произошли важные изменения в структуре ВВП, обратил внимание Антон Табах. «Упали вложения в основной капитал, а хоть и слабый, но рост ВВП обеспечили расходы на потребление домашних хозяйств. Расходы государства показали очень небольшой рост в реальном выражении», — добавил он.
Приятный сюрприз преподнесло сельское хозяйство, где выпуск вырос на 4,9% по итогам года при прогнозе в 2,2%, отметил директор центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин. Хорошим результатам способствовал высокий урожай зерновых, который стал третьим по объему в истории страны: по предварительным данным, он составил 142 млн тонн, в том числе более 93 млн тонн пшеницы.
«Среди драйверов роста экономики также остается потребительский сектор. Оборот розничной торговли вырос на 2,6%. Почти аналогично — платные услуги населению на 2,7%. Рост потребительских расходов поддерживался за счет неожиданно сильного роста реальных денежных доходов на 7,7%, которые поддерживаются, в том числе, за счет высоких доходов по банковским депозитам», — сказал Наметкин.
Положительный вклад в темпы роста ВВП в конце года внесло промышленное производство — рост в декабре ускорился до 3,7% (после 0,4% в ноябре), заметил эксперт. В результате 2025 год российская промышленность завершила с ростом в 1,3%.
«Тем не менее ожидать сохранения устойчивой позитивной динамики в промышленности пока рано. Во-первых, декабрьское улучшение могло быть связано с авансированием бюджетных расходов, закрытием крупных контрактов перед завершением года. Во-вторых, рост в промышленности крайне фрагментирован и сосредоточен в очень узком перечне отраслей. По итогам года 18 из 24 подотраслей обрабатывающей промышленности зафиксировали спад (в 2024 году их было 5). Большинство из этих отраслей ориентированы на конечного потребителя в гражданских секторах экономики», — указывает Даниил Наметкин.
Наиболее сильное падение продемонстрировал автопром (минус 23,1% в годовом выражении). Дороговизна кредитов ограничивала спрос как на легковые авто, так и на грузовые и всю спецтехнику. В сегменте легковых авто ситуация еще усугублялась слабой конкурентоспособностью с импортом (в частности, с китайскими моделями) — продажи автомобилей Lada упали по итогам года на 24,4%, что снизило долю российской марки в общих продажах до 25% (28% в 2024 году).
«Спад в промышленности не мог не повлиять на результаты логистического сектора: грузооборот транспорта снизился на 0,7%, преимущественно за счет падения в сегменте железнодорожного транспорта (-1,4%). Чтобы сломить негативную динамику, связанную с падением выпуска большинства подотраслей обрабатывающей промышленности, недостаточно только продолжать процесс смягчения денежно-кредитной политики. Важно также максимально ускорить процессы структурных изменений в экономике. Прежде всего, в части вовлечения в экономику пока недостаточно представленных в ней категорий граждан, перераспределения кадров в приоритетные отрасли с высокооплачиваемыми рабочими местами», — заключил Даниил Наметкин.
Сергей Болотов
































