Правительство одобрило законопроект о налоге на сверхприбыль. В чем главный плюс такого налога
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минфина о налоге на сверхприбыль прошлых лет (его еще называют windfall tax) для крупных компаний. Нет замечаний к документу и у Минюста- пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Сбор с бизнеса будет разовым, принесет федеральному бюджету около 300 млрд руб., в финальной версии законопроекта от windfall tax освобождены компании, пользующиеся режимом единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Освобождение пользователей ЕСХН — по сути, единственное изменение в конструкции законопроекта о налоге на сверхприбыль, следует из материалов по итогам заседания правкомиссии (есть у «Российской газеты»). Плательщики ЕСХН — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельхозпродукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в растениеводстве и животноводстве. Этот режим могут использовать и рыбохозяйственные организации. Объект налогообложения по ЕСХН — доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Ставка — 6%, но может быть и снижена до 0% региональными законами. ЕСХН заменяет налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.
Ключевые параметры сбора после рассмотрения правкомиссией остались прежними. Ставка налога на сверхприбыль будет установлена в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 годы над аналогичным показателем 2018-2019 годов. При уплате сбора заранее — с 1 октября по 30 ноября 2023 года — компании получат «скидку» и ставка будет уменьшена до 5%.
Как ранее рассказывал в интервью «Российской газете» министр финансов Антон Силуанов, налог затронет небольшую долю компаний. «Это крупный прибыльный бизнес, у которого средняя доналоговая прибыль за 2021-2022 годы превышает 1 млрд руб.», — отмечал он. По словам Силуанова, налогом должна облагаться именно непредвиденная прибыль, то есть прибыль, превышающая среднюю историческую прибыль компаний. «Облагая только превышение, мы сохраняем в полном объеме источники финансирования текущей деятельности и инвестиционных программ. Эти средства пойдут на строительство инфраструктуры, дороги, более качественное образование, здравоохранение и так далее. И все эти деньги будут работать в экономике и в конечном счете вернутся в бизнес нашим предпринимателям», — подчеркивал министр финансов.
Как отметили в минюсте, к текущей версии законопроекта у ведомства замечаний нет. «Все замечания, высказанные Минюстом России, были урегулированы совместно с заинтересованными органами власти еще до рассмотрения законопроекта на правительственной комиссии по законопроектной деятельности», — сообщили в министерстве.
Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс для новых ИИС
Идея о windfall tax обсуждалась с конца прошлого года. Впервые об идущем обсуждении правительства с крупным бизнесом разового сбора заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Его ранее использовали США и Великобритания. «Так, в Америке с 1917 по 1921 год действовал так называемый военный налог для предприятий, в том числе оборонной промышленности. В те годы он приносил Штатам до 40% годового бюджета. Еще на протяжении восьми лет, в 1980-х, в тех же США действовал взнос на непредвиденную прибыль от продажи сырой нефти», — рассказывает член совета молодых ученых РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Гейнц. «В Великобритании этот метод власти использовали, когда предприятия сфер ЖКХ были массово приватизированы частным лицом. Уже в 20-х годах текущего столетия в Британии взимали налог на сверхприбыль нефтяных предприятий на фоне роста цен на черное золото», — говорит она.
По мнению Гейнц, главный плюс такого налога — быстрая прибыль для государства и возможность поддержать социально значимые сферы. «Но, например, в 1980-е годы власти США ожидали прирост дохода почти в 400 млрд долл., однако реальные сборы за восемь лет пополнили госбюджет на 80 млрд», — отмечает эксперт.