Почему подорожание топлива на АЗС ускоряется несмотря на снижение цен на бирже
фото: Сергей Михеев/РГ
За последние три недели биржевые цены на бензин в России упали почти на 10%, несмотря на снятие запрета на его экспорт с 1 декабря. Оптовая стоимость дизельного топлива (ДТ) за тот же период снизилась на 7%. При этом на АЗС ситуация обратная. Подорожание всех марок бензина и ДТ не только не остановилось, но даже ускорилось.
По данным Московской топливной ассоциации (МТА), только за последнюю неделю в столице цены на ДТ выросли на 41 копейку, бензин АИ-92 — на 31 копейку, а АИ-95 — на 39 копеек. Свежие данные Росстата по всей стране появятся только 11 декабря, но по последнем данным службы, за период с 12 ноября по 2 декабря бензин в среднем подорожал на 1,1%, на 61 копейку. По ДТ статистика еще более неприятная, за тот же период цены выросли на 1,5% (на 1 рубль).
Даже с учетом особенностей российского топливного рынка, где оптовый сегмент не имеет прямой связи с ценообразованием в рознице, столь резкое и разнонаправленное движение цен на бирже и АЗС выглядит странно. Но всему есть объяснения.
По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», члена экспертного совета конкурса «АЗС России» Дмитрия Гусева, на бирже цены не перешли к росту после снятия запрета на экспорт бензина, поскольку ограничения были отменены, когда рынок был насыщен продукцией.
А как отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, «охлаждение цен» в оптовом звене сохранится, вероятно, до весны, если не возникнет форс-мажора в нефтепереработке, например, в результате ЧП. Ситуация повторяется из года в год и обусловлена сезонным снижением спроса. К концу февраля рост биржевых котировок возобновится.
Впрочем, биржевые котировки и оптовые цены волнуют только людей из отрасли, а население интересует, что происходит с розницей. Цены на АЗС в этом году ведут себя не так, как раньше. В конце года, традиционно дорожало ДТ, сказывался переход на зимние сорта дизеля, но бензин дешевел. Или, в худшем случае, стоимость его в рознице оставалась на одном уровне. В этом году ни о какой просадке цен речи не идет несмотря на слабеющий спрос.
По словам Гусева, дело не в каких-то мерах правительства или их отсутствии, и не сезонных изменениях спроса, а в разрыве между оптовым и розничным рынком. Биржа у нас регулируется рынком, а рост цен в рознице ограничен уровнем инфляции. Пока дело обстоит так, цены на АЗС не будут напрямую зависеть от биржи.
Схожая точки зрения у Станкевича. Сочетание директивных и рыночных механизмов управления ценами и предложением на внутреннем рынке привело к тому, что розничный сегмент находится в наиболее уязвимой позиции, уточняет он. Розничная маржа не превышает 5-7% и не обеспечивает безубыточности АЗС, не входящих в систему вертикально-интегрированных компаний (около половины АЗС в России). Поэтому розничные цены не снижаются вслед за оптовым звеном. Растёт инфляция, затраты при производстве, транспортировке и реализации топлива, поясняет эксперт.
Кроме того, рост цен на бензин связан с тем, что его экспорт отменили лишь на два месяца, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. Нефтяники понимают, что после 31 января 2025 года внешний рынок будет закрыт вновь, поэтому у них нет стимулов для «хорошего поведения». На внутреннем рынке до конца января будет ралли, тем более что именно на этот период будет приходиться двузначная индексация акцизов. Акциз на бензин 5 класса в 2025 году будет увеличен на 14% (с 15048 до 17088 руб. за тонну).
Эксперт также подчеркивает, что на долю Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой биржи (СПбМТСБ) приходится не более 15% оптовых продаж топлива. Сдерживая рост цен здесь, нефтяники гарантируют выплату субсидий из бюджета по демпферу (за оптовые поставки топлива на внутренний рынок по низким ценам), но при этом не несут серьезных издержек, поскольку 85% топлива реализуется вне биржи. В целом, стратегия нефтяников рациональна: сдерживание биржевых цен и повышение цен в рознице — это две стороны одной медали, поскольку и то, и другое играет на увеличение «маржи», считает эксперт.
Остается вопрос, как поведут себя цены после Нового года? С января вырастут не только топливные акцизы, но и повысится уровень налоговой нагрузки для всех нефтедобывающих компаний (из-за новой формулы расчета цены нефти, используемой для налогообложения), а также вырастет стоимость транспортировки нефти по трубопроводам.
По мнению Станкевича, эти факторы найдут отражение в цене для конечного потребителя, но рост будет носить постепенный, а не скачкообразный характер. Регуляторы, прежде всего, ФАС России, будут внимательно следить за ценами, но законы экономики неумолимы».
Руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов считает, что рост налоговой нагрузки в добыче и экспорте нефти, прежде всего, повлияет на рентабельность нефтепереработки. Но цены на топливо в опте регулируются через демпфер. В рознице же они будут расти с опережением инфляции по причине увеличения топливных акцизов. Кстати, в Минэнерго это хорошо понимают, но на решение об опережающего росте акцизов ведомство повлиять не могло, уточняет эксперт.
Гусев не ожидает роста цен в январе, но считает, что таковой вероятен в феврале-марте, когда начнется оживление спроса. Увеличение налоговой нагрузки всегда отражается на ценах. Единственный возможный вариант компенсировать потери — это поднять цены. Сейчас 90% роста цен на АЗС — это рост фискальной нагрузки на отрасль, считает он. По его мнению, пора подумать о пересмотре формулы роста цены в рознице не просто на уровень инфляции, а на уровень инфляции плюс уровень подъема налогов.
Сергей Тихонов