Категории НовостиРоссийская газета

Заставит ли снизить скорость новый стандарт техтребований для электровелосипедов. Мнения экспертов

25.12.2024

фото создано с помощью Нейросети YandexART

Росстандарт впервые установил технические требования и методы испытаний для электрических велосипедов. ГОСТ уже утвержден, опубликован он будет в январе, а вступит в силу с 1 марта 2025 года. Новый стандарт послужит эффективным инструментом повышения безопасности как для водителей этих средств передвижения, так и окружающих, считают в ведомстве. Эксперты же вовсе не уверены в его полезности — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Как пояснили «Российской газете» в Росстандарте, по новому ГОСТ Р 71894-2024, максимальная скорость электровелосипеда, достигаемая при использовании электродвигателя, не должна превышать 25 км/ч. Кроме того, транспортное средство должно быть оборудовано как минимум двумя независимо управляемыми тормозными системами: одна система должна воздействовать на переднее колесо и одна на заднее. Транспортные средства, подпадающие по действие стандарта, должны оборудоваться автоматическими устройствами ограничения скорости с возможностью определения местоположения с использованием ГЛОНАСС. Стандарт определяет порядок и условия проверки электрической проводки, и вводит требования к электромагнитной совместимости, различимости на дороге, мерам защиты от несанкционированного вмешательства, структурной целостности и маркировке.

«Документ содержит не только технические требования в отношении электровелосипедов и схожих транспортных средств, но также включает четкие классификационные критерии, позволяющие отделить их от мопедов», — подчеркнули в ведомстве.

Похожий ГОСТ на электросамокаты действует с 1 февраля 2023 года. И он, и новый ГОСТ на электровелосипеды носят добровольный характер, пояснила «РГ» директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.

«Это больше репутационная история, возможно, компании, которые специализируются на локализации этих средств на территории России, займутся сертификацией по ГОСТу и это будет их конкурентным преимуществом. Но мне пока не известно ни одного прецедента гостирования электросамокатов», — отметила Эрдман.

На электровелосипедах сейчас передвигаются в основном курьеры, и отсутствие законодательного регулирования позволяет относить этот транспорт к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), велосипедам и мопедам, в зависимости от того, где они передвигаются: по дороге или тротуару, пояснила она.

«Сейчас скорость электровелосипедов хотят ограничить 25 км/ч. Поэтому я подозреваю, что их все-таки хотят оставить в пешеходной зоне. Мне кажется, это в корне неверно, потому что их используют курьеры, у которых скорость доставки влияет на зарплату. По характеристикам мощности электровелосипеды все-таки ближе к мопедам. И мне кажется, что их надо пускать по проезжей части и контролировать по аналогии с мопедами. Я не думаю, что даже пускать электровелосипеды по велодорожкам — правильное решение», — подчеркнула Эрдман.

Профессор кафедры «Автомобили» МАДИ и кафедры наземных транспортных средств в Московском политехе, доктор технических наук Виталий Гаевский еще более категоричен. Он уверен, что этот добровольный ГОСТ работать не будет.

«Нужно менять сам термин СИМ в правилах дорожного движения. Если ввести в этот термин ограничения по максимальной скорости не более 25 км/ч и снаряженной массе не более 35 кг, то и ГОСТы не понадобятся. И заодно будет решена проблема курьеров, которые сейчас на тротуарах ездят по сути на мопедах», — отметил он.

Согласно ПДД, СИМ это — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. То есть под это определение попадает и мопед, и даже одноместный спорткар, указал Гаевский.

«Курьеры, которые на ездят на электровелосипедах, должны получать права категории «М», как на управление мопедом, потому что это настоящий одноколейный дорожный транспорт, и их надо гнать с тротуаров и заставлять ездить только по дорогам общего пользования, потому что у этих псевдовелосипедов скорость до 50 км/ч и масса за 50 кг», — считает профессор.

Мария Кузнецова