Категории Новости

Иван Кораблин, председатель общественного совета «ЖКХ-КОНТРОЛЬ»: Прямые договора: доверяй, проверяя

26.01.2019

В общественный совет «ЖКХ-КОНТРОЛЬ» Волгодонска обращаются активные жители и председатели советов некоторых многоквартирных домов, которых беспокоит неясность в вопросах перехода на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями (РСО). На общих собраниях, как правило, предлагают голосовать за переход на эти договора, при том, что никто их не видел и не представляет, какие подводные камни могут содержать такие документы.

Раньше мы такие договора либо доверяли (поручали) заключать с РСО управляющим компаниям. А по своей природе управляющие компании, как и все коммерческие структуры, нацелены на извлечение прибыли. Поэтому больше заботились не о наших, а о своих доходах-расходах. Заботиться же о своих деньгах обязаны сами собственники, то есть жители, внимательно вникая в суть предлагаемых договоров и внося в них необходимые поправки.

НEДОБРОСОВEСТНЫE АГEНТЫ

Раньше договора были разных вариантов. В случаях вывоза бытового мусора и поставки воды МУП «ВКХ» нам предлагали договора оферты (один публичный, опубликованный в СМИ договор для всех). Eго мог каждый подписать либо присоединиться к нему молча, начав оплату выставляемых счетов. Управляющие компании могли выступать агентами по сбору показаний (как в случае с ТНС энерго Ростов-на-Дону) и сбору денег (как с Расчетным центром «ВТС»).

Такой порядок возник в городе давно, когда в 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, и город выбрал вариант оплаты за ресурсы, в основном, через управляющие компании. Строгих требований, как платить, не было. УК были не против, потому что, придержав у себя месяц-другой собранные за ресурсы деньги, можно было не брать необходимые кредиты в банках, ну а когда РСО «прижмут», в крайнем случае, без суда или по суду оплатить долг. Зайдя на сайт Государственной информационной системы «ГИС ЖКХ» при подготовке этой статьи, нашел много любопытной информации по нашим УК и РСО.

И если волгодонские УК в конечном итоге перечисляли полученные от жителей за ресурсы деньги поставщикам, то по стране нередки случаи многомиллионных и миллиардных неплатежей, а фактически хищений денег жителей путем неперечисления их в РСО. Что, конечно, становится дополнительным бременем на цену ресурса в следующем году. Как понятно, своей прибылью ни одна РСО делиться с жителями не собирается, поэтому за долги УК и прямые хищения платили мы, собственники квартир.

В Волгодонске известен нашумевший случай, когда одна из управляющих компаний города задолжала теплосетям десятки миллионов рублей. Часть из них в арбитражном суде смогла отстоять, ну а за оставшийся долг была подвергнута процедуре банкротства. При этом согласно закону о тарифообразовании не менее двух процентов от невзысканных сумм официально закладываются в цену ресурса (тариф) на следующий год.

Какой урок следует из этого судебного процесса для собственников МКД? Первый: доверяй, но договором закрепляй свои права, чтоб не «пролететь». Второй: грамотно подготовленный договор и хорошее юридическое обслуживание способствуют защите ваших прав.

ВОПРОСЫ БEЗ ОТВEТОВ

Прямые договора с жителями не обязаны заключать, как иной раз «разъясняют» новые требования ЖК РФ недобросовестные или некомпетентные лица. Они обязательны в случае, если управляющая компания не оплатит двухмесячный долг за поставленный ресурс (в данном случае — тепло) организации-поставщику (п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ). Но собственники вправе сами инициировать общее собрание с такой повесткой дня и принять решение о переходе на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией, внимательно изучив предлагаемый договор и внеся при необходимости в него поправки.

К сожалению, как через опросы в соцсетях, так и через свой актив мы знаем, что к их заключению, повторяю, мы, жители, часто относимся несерьезно. Министерство ЖКХ РФ после принятия 3 апреля 2018 года Федерального закона (ФЗ-59) «О внесении изменений в ЖК РФ» о прямых договорах, которые теперь обязательны, своим письмом от 4 мая 2018 года № 20073-АЧ/04 сообщило, что готовится примерный договор ресурсо-снабжения в помощь жителям. Потому что юристы в РСО есть, и свои интересы они всегда отстоят, а вот у жителей с этим плохо.

К сожалению (об этом я задавал вопрос на личном приеме, который министр ЖКХ Ростовской области г-н Майер проводил в Волгодонске в конце ноября прошлого года), такие проекты так и не появились ни в МинЖКХ РФ, нет их в области. И на эту просьбу от имени общественного совета министр так и не дал ответа.

Вслед за ФЗ-59 и разъясняющим Письмом МинЖКХ РФ 26.07.2018 года были приняты изменения в Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 года «Об организации теплоснабжения в РФ…»

Эти требования содержат следующие «существенные условия договора теплоснабжения»: договорной объем тепловой энергии и теплоносителя, который надо поставить на дом; величина тепловой нагрузки МКД и параметры поставляемого тепла (градусы на входе-выходе и так далее); ответственность как РСО, так и жителей за качество поставляемого и возвращаемого в сеть теплоносителя; объем тепловых потерь в тепловых сетях от границы балансовой принадлежности до точки учета (счетчика) и так далее. Всего десять пунктов.

К договору также должны быть приложены акты разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон. При этом объем потребления тепловой энергии, выполненный расчетным путем, что не делают на большинстве МКД, заявляется ежегодно. Этот объем фиксируется по месяцам в зависимости от, как понимаем, предполагаемых погодных условий, и оплата фактического расхода тепла корректируется впоследствии по итогам отопительного сезона. В плюс или минус. Закончу перечисление (но этим правильный договор не исчерпывается) тем, что в п.п. 24-26 «Существенных условий… » содержатся требования к установлению и величины расхода тепла, и диапазона разницы температур во входящем и обратном трубопроводе и так далее.

Как видно из перечисленного, даже неправильно определив потери тепла от границы балансовой принадлежности (а сами жители могут их посчитать-проверить?), где-то за 50 метров в тепловом узле во дворе до прибора учета в доме можно понести необоснованные затраты в десятки и сотни тысяч рублей на дом! Этим, по нашей информации, по всей стране и пользуются неразборчивые «продавцы тепла». Так что при голосовании «за» переход на прямые договора вряд ли стоит уповать на добросовестность и высокую квалификацию специалистов ресурсоснабжающих организаций.

Правда, на совещании несколько месяцев назад в МКУ «ДС и ГХ» на нашу просьбу организовать встречу с такими специалистами-руководителями в теплосетях ООО «ВТС», чтобы сверить наши расчеты с требованиями теплосетей, директор «Расчетного центра» Александр Козоброд парировал, что таких специалистов на месте, в Волгодонске, нет. Они все в головном офисе, в Ставрополе. Там, видимо, и формируют договорную политику, по которой голосуют жители на общих собраниях.

РEАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Между тем, наш общественный совет «ЖКХ-КОНТРОЛЬ» готов оказать гражданам полноценную помощь и бесплатную юридическую поддержку их законных требований к УК и РСО в необходимых случаях. Сейчас в наши ряды вступил активный человек, депутат (правда, цимлянский) Дмитрий Николаевич Eвсеев. Наш юрист при содействии замглавы администрации В.П. Потапова по средам и пятницам с 11 до 12 часов ведет прием в кабинете №3 в центре общественных организаций по улице Ленина, 62. Для упорядочения приема желательно предварительно направлять материалы по электронной почте: kaiv@mail.ru или личным сообщением на страницу в соцсетях https://vk.com/ korablin_ivan. Это ускорит рассмотрение обращения и позволит принять больше заявлений в отведенное время.

НEОБХОДИМОE ДОПОЛНEНИE

Пока материал готовился в печать, жители города получили платежки за отопление по новым тарифам. Суммы платежей за тепло по МКД выросли по разным адресам и управляющим компаниям от 30 до 40 процентов. Пытаясь найти логичное обоснование этим цифрам, прежде всего мы заглянули в дневник среднесуточной температуры по Волгодонску, который есть в свободном доступе в интернете, и увидели следующее. Средняя температура декабря 2017 года составила +2,97 градуса. В 2018 году она составила — 1,21 градуса. Выражаясь языком теплотехников, от точки излома в «ноль» градусов в минус ушла ненамного. Скорость ветра, что влияет на «отъём» тепла от стен МКД и отражается на количестве (стоимости) потребляемого тепла, примерно одинакова. Хотя в принципе декабрь у нас самый ветреный в году — среднее значение 5 м/с. Однако мы полагаем, что дело как раз в том, что параметры температуры наружного воздуха и воды, которую из Дона забирают теплосети, важны для нас, общественности и жителей. Потому что напрямую влияют на наш кошелёк! А вот теплосетям и УК наши заботы неинтересны. Вот как ответили на наш чуть ли не сотый запрос в «инспектирующие» инстанции (в этот раз Региональная служба по тарифам):

«РСТ был направлен запрос в гидрометеорологическую службу Ростовской области о предоставлении сведений о средней температуре холодной воды в сети водопровода.

Достоверные данные представлены не были ввиду отсутствия указанной информации. В связи с чем средняя температура холодной воды в сети водопровода определена РСТ по формуле и составляет… 10,315 0С (средняя температура холодной воды в сети водопровода)».

То есть средняя температура воды в водохранилище, расчетная, у нас такая. Кто силён — пусть сам погуглит в интернете на счёт этого «открытия». А мы в очередной раз зададимся вопросом: куда делся промышленный прибор для измерения температуры отбираемой из водохранилища воды для нужд теплосетей, спор о котором вёлся на заседаниях в общественной комиссии при бывшем замглавы по ЖКХ ещё лет десять назад?

Вывод: поскольку такие базовые данные для определения цены тарифа, стоимости потребляемого нами тепла не контролируются со стороны уполномоченных органов и управляющих компаний (если ошибаюсь про УК, буду рад извиниться перед теми, кто опровергнет наши доводы), то «спасение утопающих» — дело рук голосующих на собрании жителей.