Категории Новости

«Будто ветром задуло костер…»

17.03.2018

Вчера в художественном музее прошел вечер памяти фотожурналиста Алексея Павловича БУРДЮГОВАСегодня, 17 марта, мы поздравили бы его с 85-летием. Нет, мы поздравим его без всяких бы – друзья не умирают… Уже в который раз городское пишущее и снимающее братство соберется на теплый огонек его души. И мы скажем великое спасибо его детям и внукам за то, как достойно он в них продолжается.Когда мы остались без Алексея Павловича в «Атоммашевце», иллюстрировать газету пришлось самостоятельно. Технически это было не так уж и сложно: уже пришли цифровые аппараты (он, к слову сказать, их не любил). Но творчески… Глядя на свои «шедевры», мы вздыхали и спрашивали: ну почему с портретов, сделанных Палычем, сразу считывается характер человека? Как у него получаются такие одухотворенные пейзажи? Что помогает ему в производственных фоторепортажах не терять среди металла людей? Мы задавали ему кучу вопросов, он охотно делился опытом.Но как же недолго это продолжалось! Без любимой работы, без любимого завода он смог продержаться чуть больше года, и за несколько дней до 71-го дня рождения нашего незаменимого фотокора и запевалы не стало… Его провожали, казалось, всем городом. А у меня еще долго-долго комом в горле стояла строчка одной из его любимых песен: «Бери шинель, пошли домой!..».С годами все труднее поверить: как после тяжелого военного детства, трудной юности человек сохранил такой легкий характер, жизнелюбие, общительность?! Одно из моих первых атоммашевских впечатлений: мы с Бурдюговым идем по заводскому пролету, и его как доброго друга окликает практически каждый встречный! А уж когда он ненадолго расставался с «лейкой и блокнотом» и брал в руки вторую любимую спутницу – гармонь… Задушевные мелодии про старый клен, полустаночек, мороз-мороз… слушало все атоммашевское АБК-2. Мы за неимением времени и певческих талантов в его «музыкальных паузах» участвовали редко. Он ворчал: «Работать не умеете! Вот мы с Аксеновым, Кривоконевым, Царегородцевым и Цимлянский район исколесим, и номер выпустим яркий, и «за рюмочкой чайку» посидим. А вам некогда все, копуши!..Была у Алексея Павловича еще одна страсть — к рисованию. Одно время этот талант его в буквальном смысле кормил. Сначала в войну: он научился рисовать картины на дощечках, а потом выжигать их. Мама обменивала эти картины на продукты. Военное детство… Их с мамой долгий-долгий путь в Сибирь по железной дороге несколько раз прерывали бомбежки. А в эвакуации он уже и не считал себя ребенком: запасал в тайге дрова, кедровые орехи и другое пропитание, топил печь, готовил еду. И картинами зарабатывал тоже. А второй раз уже как заводской художник несколько лет работал на Дорреммаше, более знакомом нынешним горожанам как ВОЭЗ. Писал идеологические лозунги, иллюстрировал «Боевой листок», выпускал хлесткие карикатуры на выпивох и нарушителей трудовой дисциплины. С 1958 года в его жизнь вошла фотожурналистика, которую он всегда считал не профессией, а образом жизни. Иллюстрировал «Ленинец», «Колхозную правду». Но самый большой и яркий отрезок его творческой судьбы связан с «Атоммашевцем».С самого первого номера заводской многотиражки трудами и вдохновением Алексея Павловича создавалась фотолетопись завода и города. Вот с первой полосы самого первого номера, датированного 5 августа 1977 года, улыбается слесарь-инструментальщик Виктор Черемных, отличившийся за изготовление оснастки для фундамента первого корпуса. Год 1982-й. Под рубрикой «В горячий час» – фоторепортаж Бурдюгова о штамповке днища корпуса второго донского реактора. С первой полосы другого номера смотрит делегат XIX съезда комсомола Александр Сысуев. Фотокору от Бога была по душе приподнятая атмосфера тех лет. Он любил открытые улыбающиеся лица, панораму набирающего мощь завода, идущего вширь и ввысь города. Приезжавшие на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку знаменитости — руководители страны, зарубежные политики, космонавты, композиторы, артисты – смотрят с его снимков в сегодняшний день. Все это было с Родиной и с нами…Когда вокруг все кипит и бурлит – невозможно не заразиться жаждой новых впечатлений. Бурдюгову заказывают фоторепортажи областные и центральные издания, его снимки печатают «Социалистическая индустрия на «Атоммаше» и журнал «Огонек», шефствовавший тогда над «Атоммашем». Он ездит на разные форумы, участвует в творческих конкурсах, организует персональные выставки в Волгодонске и Ростове. Не надо было и переспрашивать. Конечно, это были его любимые воспоминания. Ведь в них – его самые большие профессиональные и человеческие достижения. Все то, что помогло в постперестроечные годы сохранить интерес к общению и вкус к работе. Выросли прекрасные дочь и сын, родились внуки. Знают наших Бурдюговых не только Волгодонск, Ростов, Москва, но и мир!Сегодня благодаря семье Бурдюговых мы снова соберемся на живой огонек его души. И найдем ответ на вопрос об этом уникальном явлении. Ответ очень простой и ясный: он умел любить. Портреты его жены Анны Васильевны на фоне цветущей яблоневой ветки или подсолнуха, на донском берегу или среди весеннего поля, в окружении близких – это фотоновеллы, исполненные любви. А еще он очень любил снимать маму, которая растила его одна. Вот и живет самый драгоценный дар в Бурдюговых всех поколений – солнечная душа и светлый взгляд на мир.***фото: