Категории Новости

Слово о мастере архитектуры

24.03.2018

25 марта — 100-летие со дня рождения Т.Г. Ботяновского. Его именем названа одна из улиц городаС 1976 года и до конца жизни творчество Тараса Григорьевича Ботяновского неразрывно связано с Волгодонском. Он никогда не был главным архитектором города, как это пишут в Интернете. Он был главным архитектором Волгодонского отдела института «Ростовгражданпро- ект». Приехал в Волгодонск с супругой Валентиной Алексеевной Полозовой — архитектором с большим практическим и творческим опытом работы в Ленинграде. Здесь работал над проектом улучшенной отделки и интерьеров универсама в новой части города (квартал В-2), разрабатывал застройку юго-западного микрорайона, проект музыкальной школы имени Д.Д. Шостаковича, проект привязки с индивидуальным решением фасадов двух 5-этажных жилых домов со встроенной мастерской по ремонту радиотелеаппаратуры и одного 14-этажного жилого дома со встроенно-пристроенным «Трансагентством» по улице Морской.Вспоминая работу моего наставника, а я был его учеником с июля 1977 года, хочу отметить то, что отличало этого мастера от его коллег. Как нередко бывает в архитектуре, неудобства площадки оборачиваются художественной индивидуальностью объекта, если только у архитектора достает мастерства превратить минусы в плюсы. В этом деле Тараса Григорьевича я считаю непревзойденным архитектором, умевшим максимально проникнуть в логику места и работать всякий раз сообразно этой логике. Иллюстрацией здесь могут служить осуществленные проекты: спортивный комплекс и летний кинотеатр в парке Победы, яхт-клуб, площадь и памятник Ф.Э. Дзержинскому, центральный вход лесоперевалочного комбината, место отдыха «Лазоревая степь», реконструкция кинотеатра «Восток», лагерь «Пионерская республика» на реке Дон, предзаводская площадь химзавода, привязка жилого дома по типовому проекту серии 96 по улице 50 лет ВЛКСМ и ряд других объектов.В любой ситуации Тарас Григорьевич творчески решал судьбу архитектурного объекта. Как известно, нормы на проектирование не требуют красоты, радующей человека. Эту красоту создает архитектор. В творческом наследии архитектора Ботяновского множество прекрасных работ, и везде мы наблюдаем внутреннюю логику места, темы, художественную цельность объекта.По проекту Ботяновского в Волгодонске был осуществлен огромный объем работ по реконструкции существовавшего, но практически не используемого тогда по назначению парка Победы площадью 16 гектаров.Из многих проектов Т.Г. Ботяновского лишь некоторые были осуществлены в относительно спокойном режиме деятельности. Но, как правило, он тратил колоссальную энергию для того, чтобы подыскать место и тему для своей творческой работы, чтобы убедить руководителей в необходимости предстоящей работы, чтобы добиться качественной постройки объекта. Многие, кто сталкивался с Тарасом Григорьевичем по работе, говорили о его, мягко говоря, сложном характере, о том, что он бывал злым, нетерпеливым и резким в своих оценках.Я подтверждаю, что Ботяновский был «злым» в работе, злым на бюрократов, бездельников и бракоделов, на всех, кто мешал настоящему созидательному процессу. Да, он был нетерпелив, а разве можно терпеть волокиту, когда он так ценил время и хотел в своей жизни сделать много. Да, он был резким, потому что хотел быть кратким, не позволял некоторым «специалистам» подходить к делу по принципу «как бы чего не вышло» вместо принятия конкретного практического решения, хотел экономить отпущенное ему природой время для создания новых произведений. Он любил создавать объекты, любил чертежную работу карандашом, затирал листы ватмана до грязи, все свои чертежи разрабатывал, как говорится, до последнего гвоздя. Любил строить перспективы и отмывать их потом акварелью, завидовал качеству моих чертежей и на градостроительных советах всегда громко требовал отметить отличное их качество.В момент работы над объектом Ботяновского обуревала творческая страсть, в это время его ничто не должно было отвлекать, мешать. Он отлично знал нормативные требования, а меня предупреждал о том, что все нормативы необходимо сохранять, так как это поможет оправдаться перед прокурором в случае возникновения со временем каких-либо проблем.Говорили, что в городе, кроме его жены Валентины Алексеевны Полозовой, есть еще один человек, кто может без неприятных для себя последствий обсудить с Тарасом Григорьевичем любой вопрос, при этом называлось мое имя.В 1988 году для городской газеты «Волгодонская правда» я подготовил юбилейную статью о моем наставнике, члене Союза архитекторов СССР с 1947 года Т.Г. Ботяновском к его семидесятилетию и назвал ее «Доброе слово о «злом» человеке». Газета вышла как раз 25 марта, в день его рождения. Юбиляр как обычно трудился в управлении главного архитектора города, куда ему журналисты доставили только что вышедший из печати номер газеты. Прочитав статью, он тут же позвонил мне и сказал, что лучшей о себе статьи он никогда в жизни не читал.В 2000 ГОДУ Т.Г. Ботяновскому было присвоено звание «Почетный гражданин города Волгодонска». О нем как архитекторе высокого уровня отзывались главный архитектор Ростовской области, заслуженный архитектор России Э.А. Полянский, председатель Ростовского отделения Союза архитекторов СССР, заслуженный архитектор России Ю.Н. Трухачев, руководитель архитектурной мастерской № 8 института «Гипрогор» (г. Москва), кандидат архитектуры А.С. Косинский.Тараса Григорьевича не стало 3 мая 2004 года. Он похоронен в Волгодонске, в котором как архитектор высочайшего класса творил последние 28 лет своей славной жизни. Мы вспоминаем о нем, его проектах и постройках, тем самым отдаем справедливую дань своего восхищения его таланту, его самобытному творчеству как мастера архитектуры. Его произведения вошли в золотой фонд отечественного зодчества, они существуют рядом с нами, вызывая положительные эмоции и гражданскую гордость.Анатолий Жмакин, Почетный архитектор России***фото: