Категории Новости

Нескучные каникулы, или Дайте детям дело по душе!

04.08.2018

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету… Это очень скучная работа, но совсем нетрудная» — такое правило было у Маленького принца из одноименной сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери. Такого же правила пытается придерживаться ученик четвертого класса гимназии «Юнона» Георгий Бурдюгов. Он поливает цветочные клумбы у своей многоэтажки. Подкармливает бездомных животных. Очищает тротуар от осыпавшихся и раздавленных абрикосов. Проводит дворовые акции по сбору отработанных батареек и пластиковых крышечек. И в отличие от Маленького принца выполняемую им работу по улучшению окружающей среды считает совсем не скучной, а очень полезной и увлекательной. «Я просто не хочу, чтобы в скором времени вместо нынешних городов появились разного рода свалки», — озвучил свою позицию Гоша. Более того, именно благодаря своим столь необычным для младшего школьника увлечениям Георгий Бурдюгов получил возможность побывать этим летом в «Артеке». Он признается, что для него это стало неожиданностью. Родители планировали, что в какой-нибудь летний лагерь сын поедет только в следующем году, но счастливый случай, который на поверку оказался вполне объяснимой закономерностью, внес коррективы в Гошины каникулы.Как удалось обычному волгодонскому третьеклашке оказаться в «Артеке» в числе 150 юных волонтеров из 51 регионов страны? Объяснить это мне, человеку, неосведомленному даже, как расшифровываются аббревиатуры РДШ, БШП и ЛДО, Георгий решил вместе со своими друзьями — одноклассниками из четвертого «Б» класса гимназии «Юнона», классным руководителем Оксаной Александровной Малиновской и своей мамой, Ольгой Викторовной Бурдюговой.POCTteamОказалось, что уже год, как на базе их класса создан экологический отряд POCTteam. Он официально зарегистрирован в РДШ (Российском движении школьников), имеет свою страничку в ВКонтакте. Здесь ребята размещают фото-, видеоинформацию о проектах, в которых участвуют, и о проводимых ими акциях и добрых делах. А их немало: и концерты в ЦСО для пожилых людей, и письма ветеранам, и участие в флешмобах к 9 Мая, и организация сбора отработанных элементов питания, пластиковых крышек, фильм о Ростовском заповеднике и многое другое. Дети ко всему подходят основательно. Для концертов и флешмобов за короткое время научились всем классом танцевать вальс, джайф, рок-н-ролл. Изучили информацию о вреде, который наносят экологии оказавшиеся на свалке батарейки, ведь один элемент питания загрязняет 20 квадратных метров земли. Такое воздействие на окружающую среду оказывают содержащиеся в нем соли тяжелых металлов. Кроме почвы, подобный гальванический элемент может испортить до 400 литров воды. И тогда в классе появился собранный собственными руками контейнер для отходов — мультяшный робот Валли. В него отправляются и ненужная бумага, и крышечки, и батарейки. Причем в сборе вторсырья задействованы не только школьники, их родители, но и все знакомые. (Теперь и в редакции «ВП» Гоша установил два небольших контейнера под батарейки и крышки!) А затем собранные отходы отправляются в Ростов на перерабатывающий завод.Ребята рассказали, что в прошедшем учебном году они приняли участие во всероссийском конкурсе «На старт, эко-отряд!». Информацию о нем на сайте Российского движения школьников нашел все тот же вездесущий Гоша (или его мама, он уже не помнит, год прошел!), рассказал о конкурсе классному руководителю и одноклассникам. Идея понравилась. Началась работа по разработке и реализации собственного эко-проекта. «Он назывался «Исследование древесных насаждений нашего города», — вспоминает Настя Середа. «Мы проводили опрос среди взрослых и детей, выясняли, какое дерево можно назвать символом Волгодонска сегодня (тополь), и какие деревья люди хотят видеть в городе в будущем. Называли березы, каштаны, клены и даже абрикосы!» — смеется Полина Балдина. «Ходили к депутату Брагину, интересовались его мнением, он выбрал символом будущего иву», — добавил Степа Белых. «А еще мы делали эко-кормушки, подкармливали птиц, — вступает в разговор Арина Павлова, — исследовали состояние деревьев». (Кстати, Арина этим летом также побывала в «Артеке», но благодаря успехам в танцах, которыми увлечена с двух лет. Сейчас девочка занимается в «Вернисаже» и участвовала во всемирной танцевальной олимпиаде, проходившей в Москве).БШП«На основании полученных данных и проведенного опроса можно сделать выводы, что качество древесных насаждений можно считать удовлетворительным. Жители города видят будущее в числовом увеличении насаждений, увеличении числа видов нетрудоемких и долгосрочных в выращивании, в то же время неаллергенных и эстетичных: клены, каштаны, катальпы…» — «учительским» голосом без единой запинки выдала информацию Рита Мастренко. Именно эту часть общего выступления РОСЛеат она произносила на защите эко-проекта в финале конкурса, который состоялся в Москве весной этого года. С 29 мая по 3 июня на Большой школьный пикник (БШП) в столицу были приглашены 1200 активистов Российского движения школьников. Региональные победители подводили итоги своей проектной работы. Ростовскую область представляли юные экологи из Волгодонска — отряд РОСЛеат. Впрочем, там были не только начинающие экологи, но и волонтёры, фотографы, поэты, дизайнеры, юные фермеры, медийщики. В этот раз призовых мест наши третьеклашки не заработали, зато получили массу впечатлений! Встречались с известным учёным-зоологом Николаем Николаевичем Дроздовым, участвовали в мастер-классах, деловых играх, посетили множество интерактивных площадок, видели, как делают сыр, как устроены солнечные батареи, изучали принцип выработки энергии ветром, водой, «добывали» электричество из картофеля, побывали на различных экскурсиях по Москве.«Артек»Поскольку я уже поняла, что такое РДШ и БШП, Гоша взялся объяснить мне, что ЛДО — это «Лига добровольческих отрядов». Так называлась профильная артековская смена, куда он попал благодаря выигранному конкурсу, в основе которого лежала добровольческая деятельность. Мама Насти Середа, они живут по соседству, подтверждает: «Бывало, звоним, чтобы встретиться, а он: «Ой, подождите, мне же нужно с утра еще доброе дело сделать». Во дворе многим понравилась идея Гоши с цветиком-семицветиком. Сделал цветок из разноцветной бумаги и предлагал прохожим, оторвав от него лепесток, загадывать желание — оно обязательно исполнится! Просто так, для поднятия настроения! С удовольствием дети участвовали в еще одной общей дворовой акции, в ходе которой сданные отработанные батарейки и крышечки менялись Гошей на конфеты. «Вскоре наша однодневная акция переросла в еженедельную и совершенно бескорыстную», — подтверждает Ольга Викторовна — верный соратник Георгия в его добрых делах и по совместительству мама. Это она помогла сыну зарегистрироваться как добровольцу для участия в конкурсах и выкладывает фото- и видеоматериалы о его деятельности. Результатом стала путевка в «Артек».«Мне очень там понравилось! Вкусно кормят, красивая природа, а еще много интересных мероприятий, — вспоминает Гоша. — Инструкторы поисково-спасательного отряда давали нам мастер-класс по правилам безопасного поведения в незнакомой местности, а потом был квест «Лесной форт» — мы ориентировались на местности по картам, компасу, отыскивали «потерявшихся» в лесу. К нам приходили волонтеры-кинологи со спасенными ими собаками, волонтеры-медики показывали, как оказывать людям первую помощь». Гоша с гордостью носит фирменную футболку с надписью «Лига добровольческих отрядов» и не собирается останавливаться в этом направлении.Добро не уходит на каникулыПод таким девизом проходит лето среди участников РДШ. Каждую неделю на сайте объявляются конкурсы различной социальной направленности. Только «мониторь» и выбирай, чем тебе интереснее заниматься. Уже по возвращении из «Артека» посланник ЛДО Георгий Бурдюгов оказался победителем «экологической недели», принял участие в проекте культурное волонтерство. Десятилетний ребенок придумал, как дарить людям добро, как нести культуру в массы. Разработал проект «Волшебные слова» — подготовил цветные карточки с заданиями и раздавал их гуляющим в парке людям. Задания несложные: поздороваться с прохожим, сказать спасибо маме, поблагодарить друга и т.д. Не только дети, но и взрослые с удовольствием выполняли такие приятные, вежливые здания. «Люди оказались не такими уж и злыми», — сделал ценный вывод Гоша.Его одноклассник Паша Бугаев решил привить культуру поведения любителям собак, развесив во дворе листовки с информацией «Как убирать за своей собакой, когда гуляешь с ней во дворе».Сейчас Георгий, Паша, Арина и Полина увлечены новым проектом: «Я познаю Россию». Это так же культурное волонтерство, но с краеведческим уклоном. Необходимо разработать маршрут, следуя которому можно ознакомиться с достопримечательностями своего края. Ребята уже побывали в Ростове-на-Дону, станицах Хорошевской и Тацинской, узнали много исторических фактов. Гоша, увлекающийся нумизматикой и археологией, решил, что именно в Тацинской раскопки будут результативнее. Фото, информационные отчеты выложили в интернет. У них есть все шансы победить и в этом конкурсе. Кстати, помимо путевок, РДШ предоставляет победителям множество поощрительных призов. Но ребята утверждают, что делают это не только ради наград. Помимо всего, это еще и интереснейшее, полное впечатлений приключение во время каникул. Будет о чем написать в традиционном сочинении «Как я провел лето».Взрослый интересЗа каждым успехом ребенка стоит большой родительский и учительский труд. Вся документальная, организаторская работа, безусловно, лежит на взрослых. Да и способность вовремя поддержать детскую инициативу, умение увлечь идеей и помочь в ее реализации дорогого стоит. Детям это нужно. Прежде всего для того, чтобы поверить в свои силы, понять, каким увлекательным порой бывает процесс познания. Четвертому «Б» повезло с классным руководителем. Оксана Малиновская может часами говорить о своих учениках, об интересных мероприятиях, которые они вместе придумывали и в которых участвовали. Одна из студенток педагогического колледжа, попав на практику в класс Малиновской, заявила, что не сможет работать так же, слишком большой объем внеклассной деятельности.Оксана Александровна признает, что ей очень помогают родители учеников. Для своих детей они не жалеют ни сил, ни времени. Учились танцевать — папа Гоши каждую неделю в установленное для репетиций время приносил музыкальную аппаратуру, если у кого-то отсутствовал партнер, сам становился в пару. Отец Паши Бугаева на собственной машине возит сына, Георгия и Арину по историческим местам края. Мама Гоши взяла на себя роль экскурсовода, предварительно «перелопатив» всю имеющуюся информацию о достопримечательностях нашего края. И так большинство родителей!«Если мы не будем помогать, то ничего и не будет. Ребенок станет скучно ходить в скучную школу и приносить такие же безрадостные оценки. Нас это не устраивает. Мы хотим жить интересно, используя все возможности, которые предоставляет нам современность», — поясняет Ольга Бурдюгова. Активность Гошиных родителей восхищает! Помимо всего, они еще увлекаются и гребным спортом. Два года назад купили трехместную байдарку и теперь по выходным всей семьей совершают водные прогулки.Нужна помощь на местахОльга Викторовна Бурдюгова как председатель родительского комитета, уполномоченный по правам ребенка в гимназии «Юнона» и просто мама, которая за последний учебный год очень глубоко изучила структуру, особенности работы «РДШ», переживает, что о возможностях, предоставляемых этой общественно-государственной детско-юношеской организацией (кстати, создана она была в 2015 году в соответствии с Указом Президента РФ № 536), у нас в городе так мало знают. «Я считаю, что многие волгодонские ребятишки могли бы с пользой и интересно проводить не только летние каникулы, но и весь год, если бы их родителям рассказали о Российском движении школьников, — отмечает Ольга Викторовна. — Путевки в «Артек», «Орленок», различные специальные подарки может получить любой активный ребенок, если взрослые немного ему помогут! Хорошо было бы, если специалисты управления образования проводили семинары для родителей, учителей, старших школьников по правилам регистрации и оформления проектов детей, их участия в конкурсах. Могли бы помочь родителям с краеведческой информацией, составлением познавательных туристических маршрутов. Да если дать задание каждой школе собрать информацию о каком-нибудь конкретном памятнике или историческом месте, то и ребят полезной деятельностью можно занять, и в результате издать отличный путеводитель по родному краю! — делится хорошей идеей Ольга Бурдюгова. Она благодарит автора буклета «Зеленая карта Волгодонска», посвященного городским паркам. Его издала Центральная библиотека. Эта информация очень интересна и помогает в работе с детьми.Есть еще одна проблема, в решении которой родители и учителя, которым не безразличны досуг и дальнейшее развитие подрастающего поколения, очень надеются на помощь городских властей. Опираясь на свой опыт организации детских экскурсий, Ольга Викторовна и Оксана Александровна заявляют: «В Волгодонске нет ни одной транспортной компании, которая бы имела официальное право на перевозку детей. Действительно, к транспортникам предъявляется много требований. Но если управление образования, ГИБДД окажут им методическую помощь, чтобы были учтены все необходимые нормы законодательства в этом направлении, а потом будут рекомендовать образовательным учреждениям именно эту компанию, то вряд ли перевозчики останутся в убытке».Словом, если триумвират «власть — учителя — родители» сможет эффективно взаимодействовать, жизнь городских школьников обогатится еще более интересными делами, событиями, путешествиями, да и интернет будет не только источником вредоносных игр, а инструментом получения интересных знаний, доброй известности и заслуженных наград.***фото: