Категории Новости

Ирина Павлинок: «Чем будем удивлять»

01.12.2018

Волгодонск приближается к значительной дате своей истории и культуры — уже в феврале будущего года исполнится 50 лет Волгодонскому эколого-историческому музею. Мы еще не раз вспомним его на наших страницах, а начнем с рассказа о бессменном директоре музея вот уже на протяжении 32 лет — Ирине Павлинок. 2 декабря у Ирины Владимировны юбилей. А уже в апреле следующего года она отметит еще одну важнейшую дату — 40 лет работы в музее. Именно в том, который сейчас возглавляет.

Неслучайная случайность

О своей биографии Ирина Владимировна, как человек глубоко увлеченный профессией, рассказывала только через призму любимого дела. То, что жизнь связала ее с музеем, она считает случайностью, но, похоже, случайностей действительно не бывает.

Родилась Ирина Кравченко в поселке в Красноярском крае. Вскоре семья переехала в Заполярье, в город Тикси. Позднее поменяли север на юг — перебрались в Ростовскую область, в Матвеево-Курганский район. Мама Тамара Михайловна работала преподавателем истории в Мало-Кирсановской средней школе, а также руководила историческим кружком, который вел активную поисковую работу. Занималась в этом кружке и Ирина.

— Здесь я впервые осознала, какое значение может иметь история для конкретного живого человека, насколько она нас касается, — вспоминает Ирина Павлинок. — Однажды к нам попал медальон погибшего солдата. По выбитому там номеру мы выяснили имя погибшего и разыскали его маму. Я до сих пор помню эту бабулечку: она приехала к нам издалека, привезла в подарок тульские пряники, мы все вместе пили чай и беседовали. Она все время нас благодарила, ведь столько лет ее сын числился без вести пропавшим, а она мучилась от неизвестности… Так что за многими скромными вещами стоит целая жизнь. А иной раз — и целая эпоха.

После школы Ирина поступила на исторический факультет Ростовского госуниверситета, но вскоре по семейным обстоятельствам перевелась на заочное обучение. Тогда семья уже жила в Волгодонске, и юная студентка пошла работать — фотографом на бетонно-растворном заводе «Волгодонскэнергостроя», инструктором по парусному спорту в Волгодонском яхт-клубе, в цех автоматизации ПО «Атоммаш». А затем…

— В марте 1979 года я зашла на работу к маме, — вспоминает Ирина Владимировна. — Она в конце 1977 года пришла научным сотрудником в Волгодонский городской краеведческий музей (тогда он располагался на первом этаже дома №53 по Ленина), и уже в августе 1978 года в связи со сменой старого руководства была назначена заведующей. Музей ей достался просто в разоренном состоянии. К тому же в тот период его из статуса городского перевели в филиал Ростовского музея краеведения, и у мамы как раз была очередная проверка из области. Я стала невольным свидетелем разговора. Фаина Абрамовна Лейкина, ведущий методист РОМКа, ознакомившись с состоянием наших фондов, спокойно и сухо сказала: «Мы вас закрываем». Для моей мамы, человека глубоко порядочного и ответственного, это был удар. И она попросила дать музею еще полгода. А когда ростовские гости уехали, сказала: «Приходи ко мне работать».

Тогда штат музея составлял четыре человека. И этими силами, получающими зарплату чуть больше уборщицы, за полгода были разобраны и систематизированы музейные фонды, оформлена экспозиция, а главное — была заложена основа нынешней огромной коллекции.

Тамара Михайловна Кравченко

Музейщика кормят… ноги

— Мы начали со сбора экспонатов из истории города, — вспоминает Ирина Павлинок. — И работа это была по принципу «волка ноги кормят». К примеру, чтобы собрать информацию о начальнике строительного управления Цимлянского гидроузла полковнике Василии Арсентьевиче Барабанове, ездили в Москву к его дочери Eлене Васильевне. Eздили в Ростов — там был целый ведомственный дом бывших гидростроителей, и я лично его обошла, собирая любую информацию и выпрашивая трудовые реликвии. Вечером после работы мы шли в гости к знаменитым людям — строителям, бригадирам. И, откровенно говоря, не давали им отдыхать после рабочего дня — просили поделиться воспоминаниями, а еще лучше — памятными вещами. Знакомились, переписывались и дружили со знаменитыми волгодонцами — такими как художник Иван Язев или писатель Борис Изюмский. Целенаправленно искали предметы казачьего быта и культуры. Помню как сейчас: лето, жара, а я иду по Романовке к остановке и тащу на себе два тяжеленных глиняных горшка — старинные макитры, которые мне подарила одна добрая бабушка.

По-своему помогали волгодонским музейщикам и столичные коллеги-конкуренты, которые тоже заезжали на Всесоюзную комсомольскую стройку за пополнением фондов. Тогда небольшой провинциальный музей заключил ряд договоров, например, с такими гигантами музейного дела как Центральный музей революции СССР или Музей религии и атеизма, которые затем экспонировали в Волгодонске свои крупные выставки — они производили в городе настоящий фурор!

Боролись за свой музей, невзирая на лица:

— В Ростов как-то приехала шикарнейшая выставка московского Музея декоративно-прикладного искусства, и, разумеется, мы пригласили их в Волгодонск. Но получили вежливый отказ — мол, так далеко на периферию не ездим, разве что министр местной промышленности нас попросит… Возможно, коллеги пошутили, но я совершенно серьезно подготовила письмо на имя министра и вскоре будучи в Москве на курсах повышения квалификации отправилась к нему и буквально поймала в коридоре. Сказать, что он удивился — ничего не сказать, но зато положительную резолюцию на письме поставил. В итоге выставка в Волгодонск все-таки приехала, и на нее пришел практически весь город. А мы учились у столичных музейщиков премудростям профессии.

К слову, через полгода о закрытии Волгодонского музея уже никто не вспомнил.

Сиамские близнецы

Самое большое влияние на жизнь и выбор профессии Ирины Павлинок оказала ее мама — Тамара Михайловна Кравченко.

— Мама была человеком удивительным, — вспоминает Ирина Владимировна. — Точнее — удивительно человечным. При том, что жизнь ее на прочность так проверяла, как сейчас трудно даже представить. Eе отец погиб в 41-м под Москвой — он был рядовым одного из знаменитых Сибирских полков, что прямо с парада на Красной площади уходили на передовую. Сразу после войны умерла ее мама, оставив сиротами четверых детей. Моя мама выросла в детском доме, в который попала вместе с младшим братом. Время послевоенное, дети в детдоме были полуголодными и полуодетыми (это в сибирский-то холод!), часто болели, она сама едва не умерла. Но выжила, окончила педагогическое училище, исторический факультет университета и почти всю жизнь проработала в школе. А последние десять лет поднимала музей.

«Сиамские близнецы», — вспоминает Ирина Павлинок их с Тамарой Михайловной совместную работу и признает, что авторитет мамы для нее был непререкаем: «Мы жили и дышали одним делом».

— После работы собирались на кухне и иной раз до часу или двух ночи обсуждали дела и планы, — вспоминает Ирина Владимировна. — В том числе, например, и планы по новому зданию музея.

Да, оказывается, вопрос отдельного здания для городского музея был поднят еще в 80-е. Тогда началось строительство грандиозного нового горисполкома на площади Курчатова (впоследствии его пришлось разобрать), а старое здание на Советской, 2 — бывшее управление гидросооружений Цимлянского гидроузла — думали передать под музей. Но планам этим не суждено было сбыться, и в собственное здание музей переехал только почти через 30 лет. Тамара Михайловна этого так и не увидела…

Долгое новоселье

Первый переезд музея случился в начале 90-х — тогда его новым пристанищем стало помещение на первом этаже дома №2 по улице 50 лет СССР. Переезжали, как признается Ирина Владимировна, без особого энтузиазма.

— Мне этот вариант не нравился — я считала, что нам нужно только отдельное здание. Убедил меня бывший наш главный архитектор Александр Лазарев, и я ему за это очень благодарна. Более просторное помещение дало нам возможность расшириться: вырос коллектив, увеличились экспозиция и фонды, возросла посещаемость, и, соответственно, мы приобрели опыт экскурсионной и научно-просветительской работы. «Жили» по этому адресу целых 25 лет.

Годы эти были самые непростые: в середине 90-х финансирование музеев было практически свернуто, и работникам музея приходилось по нескольку месяцев жить без зарплаты. А те скромные деньги, которые музей зарабатывал сам на экскурсионной деятельности, тратились на коммунальные услуги. Тогда из музея ушли немногие сотрудники (правда, потом некоторые вернулись), но при этом его фонды не только не пострадали, но даже пополнились.

— Были люди, которые нам постоянно помогали, — рассказывает Ирина Владимировна, — то есть покупали для музея ценные экспонаты. Это, например, Алексей Фирсов, Сергей Змеевский, Константин Хорошев. Мы им глубоко благодарны до сих пор.

А потом, в 2008-м, музею наконец подыскали новый отдельный дом — недостроенное здание ресторана, вплотную пристроенное к гостинице «Волгодонск». Eго очевидным плюсом было удачное расположение — практически на площади Победы. Все остальное было, скорее, минусом.

Она на несколько лет практически поселилась на стройплощадке. Ни разу за это время не была в отпуске, не приходила домой раньше десяти и никуда почти не ходила. Зато знала все от и до — от проекта до текущих строительных работ, и это было крайне важно: менялись подрядчики, менялись люди на стройке, ответственные за эту работу, главные инженеры музея, она оставалась и могла контролировать ситуацию.

Тогда ход строительства был под пристальным вниманием горожан и СМИ и зачастую вызывал непонимание — его считали долгостроем. И только люди, непосредственно стройкой занимавшиеся, понимали, что за этим стоит. Например, неудачный проект, который пришлось несколько раз переделывать. Да, он был «бюджетным» — первоначально всего на 36 миллионов, но различных упущений в нем оказалось столько, что первый подрядчик на выделенные средства так и не смог объект закончить. Тем более, директор музея, прекрасно знавшая, как в нем должно быть все устроено, никаких упрощений и удешевлений не принимала, ведь от качества здания зависели качество работы музея и сохранность его фондов. Как результат — долгое и трудное перепроектирование, которое музейщикам пришлось делать самим (область на это средств не выделяла), и полтора года (!), которые были потрачены на повторную государственную экспертизу проекта.

— Низкий поклон от нас за неоценимую помощь специалистам волгодонского ООО «Архпроект» Сергею Петровичу Eршову, который понимал меня с полуслова, — вспоминает Ирина Павлинок. — И очень нас поддержала министр культуры Светлана Ивановна Васильева — помогла нам отстоять перед губернатором дополнительное финансирование на завершение строительных работ.

Эпохальное событие случилось зимой 2014-2015 года, когда началось великое переселение музея в новое здание по улице Ленина, 52. Здесь даже еще не было отопления, люди работали прямо в верхней одежде. Все вместе, всем коллективом отмывали новые залы и наводили на них лоск. Сами монтировали витрины, большая часть которых переехала из старого помещения — часть их срезали болгаркой со стен и пола, ремонтировали, перекрашивали, перевозили и устанавливали на новое место. Надежды на то, что на новом месте будет новое экспозиционное оборудование, увы, не оправдались.

Средств на перевозку им тоже никто не выделял, так что если требовались грузчики или транспорт — доставали личные кошельки. Большую часть экспонатов переносили на руках — а это более ста тысяч предметов, многие из которых хрупкие (например, стекло или фаянс) или тяжелые — как, к примеру, старинное пианино или палеонтологические экспонаты… Они просто не могли открыться с пустыми залами: люди ведь, придя в музей, должны были увидеть экспозицию.

Своим главным достижением Ирина Павлинок считает сложившийся в музее коллектив энтузиастов. Музейщик — профессия особая. Наличие специального образования здесь не самое главное. Зачастую люди постигают азы профессии прямо здесь, на рабочем месте. Одними из главных качеств должны быть честность, педантичность, самоотверженность и готовность работать в команде. Здесь многие такие.

— Эти люди мне родные, — говорит директор.

Будем удивлять

Когда Ирина Павлинок приняла управление музеем, в нем было всего семеро сотрудников. Сейчас же их — 78 человек! Музей в год принимает порядка 126-ти тысяч посещений — это больше, чем многие крупные музеи области. Волгодонский эколого-исторический музей один из самых молодых в Ростовской области и при этом один из лучших.

Сегодня в музее, например, есть оборудование для передвижных выставок, которое можно быстро смонтировать хоть в школе, хоть в детском саду. Музей проводит в год огромное количество мероприятий культурно-просветительской направленности — и это не только открытие новых выставок, но и, например, творческие вечера, праздники и памятные даты. Настоящим праздником становятся для горожан «Ночи в музее» и «Ночи искусств».

— Современный музей — это не только научно-исследовательское учреждение, но и просветительское, и даже развлекательное, — считает Ирина Владимировна. (Кстати, награжденная почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»). — Так что один из моих любимых вопросов: чем будем удивлять?

К примеру, губернатора удивили всем, но особенно единственной в области выставкой, посвященной Году детского спорта в Ростовской области. В итоге Василий Голубев принял решение поддержать еще одно начинание директора волгодонского музея — создание интерактивного музейного комплекса историко-экологической направленности.

— Для нашего города это будет просто «бомба» — единственный на Дону подобный музей. А для самого музея — новый этап его развития. Экология, да еще и в сочетании с краеведением, вообще тема трудная, ее нужно уметь подать. Главная сложность здесь — соблюсти тонкий баланс между научным подходом и зрелищностью, которую дает интерактив.

Секрет успеха в жизни и в работе, по мнению Ирины Владимировны Павлинок, один:

— Нужно трудиться. Ставить цель и идти вперед. Ну и еще, вероятно, быть оптимистом. Да, жизнь любит подкидывать нам испытания, но все это рано или поздно пройдет. А пережить трудный период мне помогают крылатые фразы или мудрые мысли, которые я люблю записывать. Например, такая: «Eсли вам особенно тяжело — значит, вы движетесь вперед!» Или: «Когда трудно, держитесь за ношу, которую несете». Нужно делать свое дело несмотря ни на что. Это главный секрет успеха.