Категории Новости

Театр, ты — жизнь, ты — мир!

09.02.2019

2019-й — Год театра. Горожане смогут посетить около 70 спектаклей, выставок, фестивалей, мастер-классов и других событий. Афиша мероприятий, посвященных Году театра и народного творчества, размещена на сайте нашей газеты v-pravda.ru

В декабре прошлого года Волгодонский молодежный драматический театр отметил свой первый день рождения. Год прожит не зря! Выпущено шесть премьерных спектаклей («Остров сокровищ», «Вождь краснокожих», «12 месяцев», «В гостях у сказки», «Все мыши любят сыр», «Дураки»). Билеты! на первую постановку были распроданы за три дня! Спектакли посетило более 15 тысяч зрителей, каждый из которых покидал театр с широкой улыбкой и горящими глазами. На текущий год запланирована постановка трех новых работ по произведениям Антона Чехова и Уильяма Шекспира. Коллектив театра уже активно участвует во всех значимых культурных событиях в жизни Волгодонска и области. А что мы, зрители, знаем о тех людях, которые создают драматическое волшебство на сцене городского театра? Может, кто-то из них уже стал вашим кумиром? Или вы по нелепой случайности еще не видели ни одного спектакля ВМДТ? Познакомьтесь с этими удивительными людьми, и театр войдет в вашу жизнь сам.

МEЧТА ОСУЩEСТВИЛАСЬ

Актриса ВМДТ Eлена Сергеева в своей жизни всегда точно знала, что является для нее главной ценностью. И театром она грезила с самого раннего детства.

Валентина Пугач, Михаил Добробабин

В наш город Eлена приехала с родителями из Свердловска в конце 70-х. Вслед за братом стала посещать театральную студию Николая Николаевича Задорожного, основателя театрального движения в нашем городе, который первым и приложил руку к театральному воспитанию Eлены. Она играла в спектаклях «Два клена» (в роли Василисы и затем Бабы-Яги); «А зори здесь тихие» (Галя Четвертак), «Весна священная», «Золотой ключик».

Андрей Серов, Елена Сергеева и Олеся Асташкина

— Дом пионеров, ДК «Октябрь», ДК «Юность», потом «Романтик» — где только ни приходилось играть, — вспоминает Eлена Леонидовна. — Но когда пришло время выбирать профессию, мама сказала: «Иди в педагоги, всегда будешь с хлебом». Так я окончила педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». Но у меня всегда в жизни было две любви — дети и театр. И в 19 лет я поступила в Ростовское училище искусств на актрису.

Первый спектакль

Позже Eлена поступила в Московский государственный университет культуры на режиссера любительских театров и прожила в столице 16 лет. А когда вернулась в Волгодонск, работала педагогом в школе и преподавала актерское мастерство и сценическую речь. Но главная мечта сбылась совсем недавно — она стала актрисой молодежного театра. Прошедшей осенью на сцене Новошахтинского драматического театра состоялся III Областной конкурс самостоятельных работ профессиональных артистов «БРАВО!», и волгодонской актрисе Eлене Сергеевой был вручен диплом в номинации «Комплимент жюри» за женскую роль.

Олеся Асташкина и Дмитрий Щавелев

— Театр — это, прежде всего, дисциплина, артист должен быть организованным. А еще театр — это организм, который впитывает в себя все. Это жизнь. Это мечта. Мечта, которая осуществилась, — делится Eлена.

Александр Норс, Илья Яковлев

ВЫБОР ВСEЙ ЖИЗНИ

Театр стал выбором всей жизни и для Дмитрия Щавелева. Он родился в Нижнем Новгороде, а в восемь лет стал жителем Волгодонска — родители приехали строить Атоммаш. В девять лет Дима пришел к Николаю Задорожному в студию. С тех пор — на сцене, его театральный стаж более 30 лет.

После средней школы поступил в Московский государственный университет культуры на режиссера.

— После смерти Николая Николаевича Задорожного приехал в Волгодонск и некоторое время помогал в студии, тогда же и поставили впервые спектакль «Вождь краснокожих» — играли его, ездили по фестивалям. И очень отрадно, что сегодня, через 20 лет, спектакль вернулся в город, — радуется Дмитрий Викторович.

Через полтора года Дмитрий вернулся в Москву — доучиваться в университете уже на заочном отделении. Работал на телевидении, обучал студентов в родном университете: вел сценический бой, сценическое фехтование, теорию драмы.

Дмитрий Викторович вот уже девять лет руководит детским театром, ведет все предметы, которые относятся к актерскому мастерству, ведь чтобы получить хороших артистов — нужно самому их воспитать!

Дмитрий Щавелев играл во всех спектаклях МДТ. На вопрос, что больше всего нравится в театральной деятельности, отвечает:

— Вы пытаетесь поделить то, что поделить невозможно. Это все один процесс. Спектакль на сцене — это не конец, это одна ступенька 25-километровой лестницы. Ни один спектакль не похож на другой, даже если это одна и та же постановка. Это живой продукт. Роли и образы меняются от спектакля к спектаклю. Сложная и интересная профессия.

ТEАТР — ЭТО РАБОТА

Другой актер МДТ Михаил Добробабин никогда не мечтал о театре. Однако его судьба, кажется, была предопределена. Он родился в Цимлянске, но вскоре семья перебралась в Караганду — отец Михаила получил место актера в Карагандинском драмтеатре. У мальчика не было большого выбора — по окончании школы он поступил в театральную студию при театре, а чуть позже получил и режиссерское образование. 25 лет Михаил жил и работал в Караганде. В Волгодонск же переехал в 2000-х годах, получил историческое образование и стал преподавать.

В выражении своих чувств к театру Михаил Добробабин сдержан. Он не считает театр чем-то очень возвышенным и не восхищается им, как многие актеры. Для него театр — это просто работа, привычное дело, которое приносит радость. Актер говорит, что ему по душе размеренная, планомерная работа.

— Вы обязательно должны посмотреть спектакль «Остров сокровищ». Это моя самая любимая работа на данный момент. Я сыграл в этой постановке одноногого Сильвера. Хорошая динамика произведения, приключенческий жанр, очень интересный материал, — советует Михаил Добробабин.

С КОРАБЛЯ НА… СЦEНУ

Олеся Асташкина родилась в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке и с девятого класса начала посещать местный дворец культуры — театральную студию. Занималась вокалом, фортепиано. На одном из вокальных конкурсов ее заметил режиссер местной студии Андрей Харин — он набирал актеров в свою новогоднюю постановку. Как ни удивительно, но Олеся и не думала поступать в театральное: семья рабочих, успехи в математике, победы в олимпиадах. Девушка без труда поступила в кораблестроительный институт в Санкт-Петербурге на проектировщика судов.

Как ни укрывайся от судьбы, она все равно настигнет — при институте работала театральная студия. В свободное от занятий время она репетировала (до 12 ночи), два раза в неделю играла в спектаклях и ездила на фестивали. А на четвертом курсе один из критиков на фестивале очень удивился, что Олеся не учится на актрису, сказал, что ее место — в театре.

После защиты диплома Олесю ждало место второго технолога на одном престижном заводе. Можно было сделать карьеру кораблестроителя. Но жизнь показала другой путь — переезд в Туапсе, в котором ее ждали и встреча с будущим мужем, и работа в театре юного зрителя, и новая жизнь. уже в Волгодонске (отсюда родом оказался муж Олеси).

Она была удивлена, что до сих пор в нашем городе не было театра, а только приезжие гастролеры. Когда узнала, что театр все-таки будет — сразу пришла. Сегодня Олеся Асташкина занята в спектаклях, обучает актерскому мастерству детей в студии при театре и с удовольствием рассказывает:

— Игра на сцене, разбор спектакля, ощущения, когда идет распределение ролей в новой постановке и ты понимаешь, на какую роль подходишь. Не спишь ночами, лежишь и продумываешь образ — что ты можешь дать персонажу, почему он сказал так, а не иначе; читаешь несколько раз, анализируешь, копаешь! Что-то не получается, пробуешь снова и снова и не знаешь, понравится это зрителю или нет. Люблю!

НE НУЖНО ПЛАНИРОВАТЬ

Актер Андрей Серов — тот самый человек, о котором можно сказать: ведет затворнический образ жизни и избегает лишнего общения. Удалось выяснить, например, что он вместе с родителями приехал в Волгодонск из Тульской области и в детстве совершенно случайно попал в студию к Николаю Задорожному. А еще Андрей поступал во всевозможные московские театральные вузы, но так и недоучился. Больше 20 лет жил в Москве, бывал за границей, а вернулся в Волгодонск по семейным обстоятельствам. Андрей играет во всех спектаклях МДТ, начиная с открытия театра (а в спектакле «Остров сокровищ» исполнил сразу две роли — Капитана и слепого Билла).

Говорит, что ему просто нравится работать, и даже не важно, где и кем. Но при этом он любит играть, любит находиться на сцене. Андрея Серова не узнать, когда видишь его во время репетиции в холле театра без грима и костюма — это не тот человек, который только что говорил о случайном посещении театральной студии.

У него нет планов: он вообще не планирует! И на вопросы отвечает односложно. Кто-то может сказать, что этот человек — в поиске. Репетиции, выступления, постановки. И ему нравится, что в Волгодонском молодежном драматическом театре нет той яркой внутритеатральной (закулисной) жизни, которая оттолкнула его от работы в театрах столицы:

— Кто-то выбирает деньги, а кто-то — спокойную размеренную жизнь, возможность не стоять в пробках по пять-шесть часов, ездить на велосипеде на работу, рыбалку.

ездить на велосипеде на работу, рыбалку.

И, может быть, он прав? Может, не нужно зрителю знать подробности жизни актеров: просто получать удовольствие от спектакля, от актерской игры на сцене — и это самое важное в театре?!

В ТEАТР ЧEРEЗ МИЛИЦИЮ

У актрисы МДТ Валентины Пугач путь в театр действительно лежал через милицию. Она родилась и выросла в Волгодонске и, конечно же, закончила театральную студию Николая Задорожного. После школы поступила в Ростовский институт культуры на актерское отделение, но неожиданно бросила:

— По зову души и сердца очень хотелось работать в милиции, получила диплом по правоведению и начала восстанавливать справедливость. Однако даже там продолжала заниматься самодеятельностью и удивляла коллег по службе — пела песни, читала стихи, делала стенгазеты, — вспоминает Валентина Пугач.

Милиционер, а в душе актриса, она быстро поняла, что все не так, как представлялось. И все это время мысль о театре не отпускала. До такой степени хотелось перевоплощаться, что наряжалась Дедом Морозом и радовала своими стихотворениями соседей по дому.

Сегодня Валентина Пугач считает, что на своем месте: играть на сцене и видеть глаза зрителей в зале — это удовольствие нельзя сравнить ни с чем.

ДАВАЙТE САМОИСПОЛНЯТЬСЯ

А завершить знакомство с актерской труппой Волгодонского молодежного драматического театра хочется рассказом о его режиссере — молодом талантливом парне, который с ходу поражает своей энергетикой и жаждой нового и интересного. Александр Норс родился в Новочеркасске, детство провел в Цимлянске. Театр для него начался с… бабушки:

— Она пригласила меня в Донской театр драмы имени Комиссаржевской в Новочеркасске, и, когда я смотрел на огромный занавес, помню, как мне стало интересно — каково оно там, за кулисами, как это все происходит, — вспоминает.

А спустя время он записался в театральную студию к Александру Федорову (сегодня — директор ВМДТ) и занимался там шесть лет. Уже на второй год обучения понял, куда будет двигаться дальше: поступил в институт культуры в Москве на режиссера кино и телевидения. Во время учебы Александр гастролировал с независимым театральным проектом «Диалог» и однажды оказался в Иркутске — первое место работы Николая Николаевича Задорожного. Александр познакомился с его коллегами, увидел места, где городской театральный гуру жил и работал. Казалось, что это не простое совпадение, а судьба!

В Москве Александр Норс успел поработать директором кинофестиваля, администратором на съемках сериалов, ассистентом режиссера в фильме «Бармен». Но все-таки в кинематограф не влюбился:

— Театр — это же другое. Это — горящий глаз! Я чувствую зрителей, чувствую артистов. Это моя работа. И работы много. Я получаю эмоциональный заряд каждый день. И каждый день — интересно! — восхищается Александр Норс.

Помимо режиссерской работы, Александр также играет в спектаклях, ведет занятия у студийцев. Он считает, что у МДТ сейчас самое классное время, ведь все только началось и столько всего неиспробованного впереди. Нет ясности, что за постановки будут завтра. Режиссеру МДТ всего 24 года, он полон энергии. И рад, что есть спектакли, что есть конфликты, что мало свободного времени. Eму интересно изучать людей, общаться с ними и узнавать что-то новое.

— «Мы должны самоисполниться», — сказала мне однажды педагог, — делится Александр Норс. — Не реализо-вывать какие-то цели, а именно самоисполняться в данное время, сейчас делать все, что можешь, что хочешь. Не надо откладывать на потом. Нельзя останавливаться!