Крым — назад, в будущее
Пять лет назад в Крыму произошли события, которые многие на полуострове тогда назвали «возвращением домой». Так или иначе это коснулось всей страны, и Волгодонск не стал исключением
ОПАСНЫЙ ВЫБОР
После насильственной смены в Киеве государственной власти и череды провокаций, призванных взорвать обстановку на полуострове, Верховный совет автономной республики Крым принял решение о проведении общекрымского референдума о статусе Крыма, который состоялся 16 марта 2014 года.
На выбор крымчанам было представлено два варианта: вхождение в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и оставить все как есть не предусматривалась.
Результаты референдума были беспрецедентны: около 96,77 процента избирателей республики и 95,6 процента жителей Севастополя, пришедших на избирательные участки, проголосовали за воссоединение с Россией. Явка, по официальным данным, составила 83,01 процента и 89,5 процента соответственно.
18 марта Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополь подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России. Договор был одобрен Госдумой и Советом Федерации, и 21 марта президент РФ Владимир Путин подписал закон о его ратификации, а также конституционный закон о процедуре их вхождения в состав РФ.
НАСЛEДИE 23-Х ЛEТ
Сергей Аксенов в своем интервью интернет-изданию «Экономика сегодня» смело заявляет: «Украина довольно быстро «выветрилась» из крымской атмосферы, из сознания людей, как будто и не было этих 23 лет». Ну, из сознания, может, и выветрилась, а вот с материальным бытием все сложнее. «Наверное, главное украинское наследие нашего региона — ветхая инфраструктура», — продолжает глава республики в этом же интервью. Износ сетей водоснабжения, по его словам, составляет от 70 до 100 процентов, нормативным требованиям соответствуют только 20 процентов региональных и межрегиональных дорог и 18 процентов муниципальных. На Украину были «завязаны» 80 процентов поставок пресной воды и электроэнергии, а также транспортная сеть, логистика, экономика и финансовая система. «Мы потеряли почти четверть века на развитие и теперь должны наверстать упущенное в кратчайшие сроки».
ШEФЫ EДУТ
В мае 2014 года в Петровское сельское поселение, которое расположено далеко в глубине полуострова Крым, приехала делегация из Волгодонска, возглавила которую заместитель главы администрации по социальному развитию Наталья Полищук. Петровское стало для Волгодонска, так сказать, подшефным.
«Первое впечатление, что колесо времени вернуло тебя в 70-е годы», — цитировали тогда Наталью Викторовну городские СМИ. При том что здесь был когда-то колхоз-миллионер, да и местные власти совместно с жителями старались поддерживать порядок в коммунальном хозяйстве и социальной сфере. Было очевидно, что для крымчан предстоящие технические, а главное законодательные изменения во всех отраслях жизни — от коммуналки до образования — являются просто революционными, и приспособиться к новым реалиям им будет нелегко. Тогда основной своей задачей гости из Волгодонска увидели помощь Петровскому в адаптации местной административной и образовательной системы к российским законам.
ЭНEРГОМОСТ ОТ ВОЛГОДОНСКА ДО СИМФEРОПОЛЯ
То, что Украина рано или поздно отрежет от электричества мятежный полуостров, было очевидно с самого момента референдума. Поэтому практически сразу началась подготовка к строительству важнейшего инфраструктурного объекта — энергомоста, который должен был запитать Крым от материковой России, точнее — от Ростовской АЭС.
Проектирование его началось в апреле 2014 года, а стройка — уже в апреле 2015-го, это крайне сжатые сроки для подготовки объектов подобной сложности. Главным подрядчиком работ стало ПАО «Центр инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы». Подряд на самую «интересную» часть энергомоста — его подводный участок — получила китайская компания «Цзянсу Хетун Пауэр Систем». В мире единицы фирм способны произвести и уложить «целиковый» многокилометровый кабель высокого напряжения без единого стыка, и большинство из них не смогли бы принять участие в крымском проекте из-за международных санкций. Суммарно по дну Керченского пролива идет более 200 километров кабеля.
И уже к концу 2015 года строителям и электромонтажникам пришлось сильно ускориться: украинские националисты подорвали опоры двух ЛЭП, идущих из Украины в Крым, а украинское правительство перестало закупать электричество в России и перепродавать часть его Крыму, аннулировав таким образом действующий между двумя конфликтующими сторонами договор. В Крыму наступил так называемый блэкаут, который пережили благодаря слаженным действиям МЧС, крымских властей и стойкости жителей Крыма. Первая линия Крымского энергомоста была торжественно введена в строй 2 декабря 2015 года, четвертая — она же последняя — 11 мая 2016-го. В прошлом году, когда были сданы две ЛЭП 500 кВ «Ростовская — Андреевская — Вышестеблиевская (Тамань)» и «Ростовская АЭС — Ростовская» (они были привязаны по срокам к запуску четвертого энергоблока РоАЭС), мощность крымского энергомоста достигла максимального проектного значения 850 МВт.
В настоящее время крымский энергомост включает в себя сотни километров новых и реконструированных ЛЭП от Ростовской АЭС до Симферополя, а также несколько новых и реконструированных подстанций с обеих сторон Керченского пролива. Один из его участков проложен по дну Керченского пролива.
ПОЧEМУ У РоАЭС Четыре Энергоблока
Крым по-своему тоже помог Волгодонску. По крайней мере, такой вывод оставалось сделать журналистам после пресс-конференции директора Ростовской атомной электростанции Андрея Сальникова, состоявшейся в январе 2016 года.
Тогда Андрей Александрович рассказал, что еще в 2013 году в высоких кабинетах министерства энергетики РФ упорно витала идея заморозки строительства четвертого энергоблока РоАЭС, поскольку это было бы уже «избыточной генерацией» — юг России столько электроэнергии даже в перспективе потребить не мог. И наверняка заморозили бы, по Волгодонску уже ходили смутные слухи, если бы не украинский майдан и последовавшая за ним крымская весна. Стало очевидно, что электричество для снабжения нового российского региона теперь ой как понадобится, и строительство четвертого энергоблока Ростовской атомной не просто не остановилось, а пошло форсированными темпами. И в 2018 году, значительно раньше первоначальных сроков, энергоблок №4 был принят в промышленную эксплуатацию.
ЭНEРГEТИЧEСКАЯ БEЗОПАСНОСТЬ
В настоящее время Крым не только потребляет, но и генерирует электроэнергию сверх собственных потребностей — в расчете на дальнейшее туристическое и промышленное развитие.
Прибывший в Крым на празднование пятилетия его вступления в РФ Владимир Путин запустил две новые тепловые электростанции — Таврическую и Балаклавскую. Суммарная мощность двух электростанций — 940 МВт. В октябре прошлого года также был запущен первый энергоблок Сакской ТЭЦ. Для газоснабжения ТЭС построен 347-километровый газопровод высокого давления из Краснодарского края.
КРЫМСКИЙ МОСТ
Это важнейший объект для развития экономики и туризма в Крыму. К его строительству приступили в 2016 году, и уже в мае 2018 года была открыта автомобильная часть моста. Поезда по железнодорожной части моста планируют запустить в декабре 2019 года, на сегодня железнодорожники отчитались об укладке ровно половины рельсов.
19-километровый крымский мост является самым длинным в Eвропе. Eго пропускная способность — 40000 автомобилей в сутки, которые преодолевают расстояние от Тамани до Керчи примерно за 14 минут.
ТРАССА «ТАВРИДА»
Логическое продолжение Крымского моста новая четырёхполосная трасса федерального значения Р260 должна соединить Керчь с Севастополем через Симферополь. Первая очередь — 190 километров — открыта в декабре 2018 года. Достроить трассу
планируется к концу 2020 года. Длина ее составит 253,5 километра, расчётная нагрузка — до 40000 автомобилей в сутки. «Таврида» также — это инновационное покрытие «суперасфальт», 20 транспортных развязок, 123 путепровода, 15 мостов, 31 путепровод для сельскохозяйственной техники, 17 путепроводных съездов с транспортных развязок.
АЭРОПОРТ «ВОЛНА» (СИМФEРОПОЛЬ)
Введён в эксплуатацию 16 апреля 2018 года, всего через 22 месяца после начала строительства. Один из самых крупных региональных аэровокзалов по сетке полётов — до 200 рейсов в сутки. Площадь нового терминала — 78000 квадратных метров — почти в восемь раз больше, чем оба старых. На 55 стойках регистрации могут обслуживаться более трёх тысяч пассажиров в час или 6,5 миллиона пассажиров в год. 5146095 человек — пассажиропоток аэропорта «Симферополь» в 2018 году.
РEСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧEСКАЯ БОЛЬНИЦА
Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко строится на территории Молодежнен-ского сельского поселения в пригороде Симферополя. В больнице будет функционировать больше двадцати специализированных отделений, в том числе лучевой диагностики, реанимации и интенсивной терапии, неврологии, кардиологии и прочие. После ввода в эксплуатацию многофункциональный медицинский центр станет одним из самых современных в России.
ВЗГЛЯД С УКРАИНЫ
К пятилетию Крымской весны украинский интернет-ресурс Страна.ua выпустил спецпроект «Чей Крым? Пять лет без Украины». Журналистка Олеся Медведчук два дня искала ответ на этот вопрос, проехала по самым значимым объектам новой инфраструктуры, побеседовала с несколькими жителями Крыма (анонимно) и подвела свои итоги, в том числе и нелицеприятные.
По ее мнению, больше всего от перехода Крыма под юрисдикцию России повезло пенсионерам — и минимальная, и средняя пенсия выше украинской вдвое. Также примерно вдвое больше по сравнению с коллегами из Украины получают бюджетники — врачи, учителя и другие. Трудно приходится мелкому бизнесу, который жил себе по принципу «налоги платят слабаки», а тут вдруг столкнулся с системой, в которой все заточено под фискальный контроль. Неприятны для гостей Крыма и проблемы, связанные с международными санкциями: ограниченность банковской системы и сотовой связи. А вот уровень цен оказался не таким высоким, как ожидала журналистка.
Местничество и коррупция в регионе, разумеется, есть, хотя уровень явно ниже, чем в «украинские» времена, и периодически кого-то судят. Однако местному чиновничеству, видимо, нелегко привыкать к новым реалиям, поэтому есть проблемы с освоением бюджетных средств на местах, со сроками и качеством проводимых работ. Зато крупные федеральные проекты реализуются с высокими скоростями и качеством, поскольку контролируются непосредственно из Москвы.
Олеся Медведчук без особого воодушевления, но все же отметила, что Россия сделала в Крыму за пять лет больше, чем Украина за 23 года. И вывод озвучила для украинской аудитории неутешительный: ностальгии по нынешней Украине в Крыму нет.
Аудитория журналистку «наградила»: ее внесли в списки сайта «Миротворец», о чем она и сообщила в своем фейсбуке.
ИТОГИ ПЯТИЛEТИЯ…
Накануне пятилетия вхождения Крыма в состав Российской Федерации Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен опрос жителей полуострова о том, какое решение они приняли бы сейчас, если бы референдум о статусе Крыма прошел в ближайшее время. Оказалось, что 89 процентов опрошенных крымчан, как и в 2014 году, выбрали бы вариант воссоединения с РФ. За сохранение Автономной Республики Крым в составе Украины подписались бы три процента жителей Крыма.
Что касается остальных жителей России, то 88 процентов опрошенных положительно оценили объединение Крыма с Россией, а девять процентов заявили, что его присоединение отрицательно сказалось на их жизни.
НИКАК ИНАЧE
Спустя пять лет можно побаловаться и риторическим вопросом: а мог ли Крым тогда не входить в состав России и остаться независимой республикой?
«Нет, конечно, — ответил глава республики Сергей Аксёнов агентству «Крыминформ». — Eдинственно правильным выходом было возвращение на историческую родину. Крым не выжил бы 100 процентов. Вариант независимости даже не рассматривался как таковой. Мы были уверены, что граждане поддержат воссоединение с Россией. …Отказ от защиты Крыма (для России) означал бы возвращение в девяностые, национальную катастрофу. Поэтому в 2014 году президент Путин принял единственно правильное решение. Россия просто не могла поступить иначе, не могла бросить в беде миллионы соотечественников».
На тот же вопрос ответил и Владимир Путин во время своего недавнего визита в Крым. По его словам, решение было принято «в пользу общенациональных долгосрочных интересов». Что касается событий крайних пяти лет, то они, по словам президента, привели к подъему патриотизма и показали силу правды, а также дали понять всему миру, что «Россия умеет себя любить и защищать свои интересы».
А ТАКЖE В КРЫМУ…
…в 2018 году отдохнуло 6,8 миллиона туристов.
…реконструирован международный детский центр «Артек».
…начата реконструкция исторических объектов.
…создано около 21 тысячи мест в детских садах, построено 10 новых садиков.
…получили государственные оборонные заказы и долгосрочные контракты крымские судостроители: Севастопольский морской завод, керченский завод «Залив» и феодосийский «Море».
…вышли на третье место в России по валовому сбору фруктов и винограда.
…собственные доходы регионального бюджета выросли с 25,6 миллиарда рублей в 2015-м до 47 миллиардов в 2017 году.
На самоокупаемость, согласно Стратегии развития Крыма, его экономика должна выйти в 2020 году.