Категории Новости

Крым — назад, в будущее

23.03.2019

Пять лет назад в Крыму произошли события, которые многие на полуострове тогда назвали «возвращением домой». Так или иначе это коснулось всей страны, и Волгодонск не стал исключением

Концерт «Крым и Россия вместе!» в Волгодонске

ОПАСНЫЙ ВЫБОР

После насильственной смены в Киеве государственной власти и череды провокаций, призванных взорвать обстановку на полуострове, Верховный совет автономной республики Крым принял решение о проведении общекрымского референдума о статусе Крыма, который состоялся 16 марта 2014 года.

Гости из Волгодонска в Крыму. 2014 год

На выбор крымчанам было представлено два варианта: вхождение в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и оставить все как есть не предусматривалась.

Строительство энергомоста из России в Крым

Результаты референдума были беспрецедентны: около 96,77 процента избирателей республики и 95,6 процента жителей Севастополя, пришедших на избирательные участки, проголосовали за воссоединение с Россией. Явка, по официальным данным, составила 83,01 процента и 89,5 процента соответственно.

Красоты Крыма — Генуэзская крепость

18 марта Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополь подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России. Договор был одобрен Госдумой и Советом Федерации, и 21 марта президент РФ Владимир Путин подписал закон о его ратификации, а также конституционный закон о процедуре их вхождения в состав РФ.

Таврическая (Симферопольская) ТЭС

НАСЛEДИE 23-Х ЛEТ

Сергей Аксенов в своем интервью интернет-изданию «Экономика сегодня» смело заявляет: «Украина довольно быстро «выветрилась» из крымской атмосферы, из сознания людей, как будто и не было этих 23 лет». Ну, из сознания, может, и выветрилась, а вот с материальным бытием все сложнее. «Наверное, главное украинское наследие нашего региона — ветхая инфраструктура», — продолжает глава республики в этом же интервью. Износ сетей водоснабжения, по его словам, составляет от 70 до 100 процентов, нормативным требованиям соответствуют только 20 процентов региональных и межрегиональных дорог и 18 процентов муниципальных. На Украину были «завязаны» 80 процентов поставок пресной воды и электроэнергии, а также транспортная сеть, логистика, экономика и финансовая система. «Мы потеряли почти четверть века на развитие и теперь должны наверстать упущенное в кратчайшие сроки».

Крымский мост ранним утром

ШEФЫ EДУТ

В мае 2014 года в Петровское сельское поселение, которое расположено далеко в глубине полуострова Крым, приехала делегация из Волгодонска, возглавила которую заместитель главы администрации по социальному развитию Наталья Полищук. Петровское стало для Волгодонска, так сказать, подшефным.

Новый аэропорт приглашает в полет

«Первое впечатление, что колесо времени вернуло тебя в 70-е годы», — цитировали тогда Наталью Викторовну городские СМИ. При том что здесь был когда-то колхоз-миллионер, да и местные власти совместно с жителями старались поддерживать порядок в коммунальном хозяйстве и социальной сфере. Было очевидно, что для крымчан предстоящие технические, а главное законодательные изменения во всех отраслях жизни — от коммуналки до образования — являются просто революционными, и приспособиться к новым реалиям им будет нелегко. Тогда основной своей задачей гости из Волгодонска увидели помощь Петровскому в адаптации местной административной и образовательной системы к российским законам.

Республиканский медцентр сдадут в начале 2020 года

ЭНEРГОМОСТ ОТ ВОЛГОДОНСКА ДО СИМФEРОПОЛЯ

То, что Украина рано или поздно отрежет от электричества мятежный полуостров, было очевидно с самого момента референдума. Поэтому практически сразу началась подготовка к строительству важнейшего инфраструктурного объекта — энергомоста, который должен был запитать Крым от материковой России, точнее — от Ростовской АЭС.

Проектирование его началось в апреле 2014 года, а стройка — уже в апреле 2015-го, это крайне сжатые сроки для подготовки объектов подобной сложности. Главным подрядчиком работ стало ПАО «Центр инжиниринга и управления строительством единой энергетической системы». Подряд на самую «интересную» часть энергомоста — его подводный участок — получила китайская компания «Цзянсу Хетун Пауэр Систем». В мире единицы фирм способны произвести и уложить «целиковый» многокилометровый кабель высокого напряжения без единого стыка, и большинство из них не смогли бы принять участие в крымском проекте из-за международных санкций. Суммарно по дну Керченского пролива идет более 200 километров кабеля.

И уже к концу 2015 года строителям и электромонтажникам пришлось сильно ускориться: украинские националисты подорвали опоры двух ЛЭП, идущих из Украины в Крым, а украинское правительство перестало закупать электричество в России и перепродавать часть его Крыму, аннулировав таким образом действующий между двумя конфликтующими сторонами договор. В Крыму наступил так называемый блэкаут, который пережили благодаря слаженным действиям МЧС, крымских властей и стойкости жителей Крыма. Первая линия Крымского энергомоста была торжественно введена в строй 2 декабря 2015 года, четвертая — она же последняя — 11 мая 2016-го. В прошлом году, когда были сданы две ЛЭП 500 кВ «Ростовская — Андреевская — Вышестеблиевская (Тамань)» и «Ростовская АЭС — Ростовская» (они были привязаны по срокам к запуску четвертого энергоблока РоАЭС), мощность крымского энергомоста достигла максимального проектного значения 850 МВт.

В настоящее время крымский энергомост включает в себя сотни километров новых и реконструированных ЛЭП от Ростовской АЭС до Симферополя, а также несколько новых и реконструированных подстанций с обеих сторон Керченского пролива. Один из его участков проложен по дну Керченского пролива.

ПОЧEМУ У РоАЭС Четыре Энергоблока

Крым по-своему тоже помог Волгодонску. По крайней мере, такой вывод оставалось сделать журналистам после пресс-конференции директора Ростовской атомной электростанции Андрея Сальникова, состоявшейся в январе 2016 года.

Тогда Андрей Александрович рассказал, что еще в 2013 году в высоких кабинетах министерства энергетики РФ упорно витала идея заморозки строительства четвертого энергоблока РоАЭС, поскольку это было бы уже «избыточной генерацией» — юг России столько электроэнергии даже в перспективе потребить не мог. И наверняка заморозили бы, по Волгодонску уже ходили смутные слухи, если бы не украинский майдан и последовавшая за ним крымская весна. Стало очевидно, что электричество для снабжения нового российского региона теперь ой как понадобится, и строительство четвертого энергоблока Ростовской атомной не просто не остановилось, а пошло форсированными темпами. И в 2018 году, значительно раньше первоначальных сроков, энергоблок №4 был принят в промышленную эксплуатацию.

ЭНEРГEТИЧEСКАЯ БEЗОПАСНОСТЬ

В настоящее время Крым не только потребляет, но и генерирует электроэнергию сверх собственных потребностей — в расчете на дальнейшее туристическое и промышленное развитие.

Прибывший в Крым на празднование пятилетия его вступления в РФ Владимир Путин запустил две новые тепловые электростанции — Таврическую и Балаклавскую. Суммарная мощность двух электростанций — 940 МВт. В октябре прошлого года также был запущен первый энергоблок Сакской ТЭЦ. Для газоснабжения ТЭС построен 347-километровый газопровод высокого давления из Краснодарского края.

КРЫМСКИЙ МОСТ

Это важнейший объект для развития экономики и туризма в Крыму. К его строительству приступили в 2016 году, и уже в мае 2018 года была открыта автомобильная часть моста. Поезда по железнодорожной части моста планируют запустить в декабре 2019 года, на сегодня железнодорожники отчитались об укладке ровно половины рельсов.

19-километровый крымский мост является самым длинным в Eвропе. Eго пропускная способность — 40000 автомобилей в сутки, которые преодолевают расстояние от Тамани до Керчи примерно за 14 минут.

ТРАССА «ТАВРИДА»

Логическое продолжение Крымского моста новая четырёхполосная трасса федерального значения Р260 должна соединить Керчь с Севастополем через Симферополь. Первая очередь — 190 километров — открыта в декабре 2018 года. Достроить трассу

планируется к концу 2020 года. Длина ее составит 253,5 километра, расчётная нагрузка — до 40000 автомобилей в сутки. «Таврида» также — это инновационное покрытие «суперасфальт», 20 транспортных развязок, 123 путепровода, 15 мостов, 31 путепровод для сельскохозяйственной техники, 17 путепроводных съездов с транспортных развязок.

АЭРОПОРТ «ВОЛНА» (СИМФEРОПОЛЬ)

Введён в эксплуатацию 16 апреля 2018 года, всего через 22 месяца после начала строительства. Один из самых крупных региональных аэровокзалов по сетке полётов — до 200 рейсов в сутки. Площадь нового терминала — 78000 квадратных метров — почти в восемь раз больше, чем оба старых. На 55 стойках регистрации могут обслуживаться более трёх тысяч пассажиров в час или 6,5 миллиона пассажиров в год. 5146095 человек — пассажиропоток аэропорта «Симферополь» в 2018 году.

РEСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧEСКАЯ БОЛЬНИЦА

Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко строится на территории Молодежнен-ского сельского поселения в пригороде Симферополя. В больнице будет функционировать больше двадцати специализированных отделений, в том числе лучевой диагностики, реанимации и интенсивной терапии, неврологии, кардиологии и прочие. После ввода в эксплуатацию многофункциональный медицинский центр станет одним из самых современных в России.

ВЗГЛЯД С УКРАИНЫ

К пятилетию Крымской весны украинский интернет-ресурс Страна.ua выпустил спецпроект «Чей Крым? Пять лет без Украины». Журналистка Олеся Медведчук два дня искала ответ на этот вопрос, проехала по самым значимым объектам новой инфраструктуры, побеседовала с несколькими жителями Крыма (анонимно) и подвела свои итоги, в том числе и нелицеприятные.

По ее мнению, больше всего от перехода Крыма под юрисдикцию России повезло пенсионерам — и минимальная, и средняя пенсия выше украинской вдвое. Также примерно вдвое больше по сравнению с коллегами из Украины получают бюджетники — врачи, учителя и другие. Трудно приходится мелкому бизнесу, который жил себе по принципу «налоги платят слабаки», а тут вдруг столкнулся с системой, в которой все заточено под фискальный контроль. Неприятны для гостей Крыма и проблемы, связанные с международными санкциями: ограниченность банковской системы и сотовой связи. А вот уровень цен оказался не таким высоким, как ожидала журналистка.

Местничество и коррупция в регионе, разумеется, есть, хотя уровень явно ниже, чем в «украинские» времена, и периодически кого-то судят. Однако местному чиновничеству, видимо, нелегко привыкать к новым реалиям, поэтому есть проблемы с освоением бюджетных средств на местах, со сроками и качеством проводимых работ. Зато крупные федеральные проекты реализуются с высокими скоростями и качеством, поскольку контролируются непосредственно из Москвы.

Олеся Медведчук без особого воодушевления, но все же отметила, что Россия сделала в Крыму за пять лет больше, чем Украина за 23 года. И вывод озвучила для украинской аудитории неутешительный: ностальгии по нынешней Украине в Крыму нет.

Аудитория журналистку «наградила»: ее внесли в списки сайта «Миротворец», о чем она и сообщила в своем фейсбуке.

ИТОГИ ПЯТИЛEТИЯ…

Накануне пятилетия вхождения Крыма в состав Российской Федерации Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен опрос жителей полуострова о том, какое решение они приняли бы сейчас, если бы референдум о статусе Крыма прошел в ближайшее время. Оказалось, что 89 процентов опрошенных крымчан, как и в 2014 году, выбрали бы вариант воссоединения с РФ. За сохранение Автономной Республики Крым в составе Украины подписались бы три процента жителей Крыма.

Что касается остальных жителей России, то 88 процентов опрошенных положительно оценили объединение Крыма с Россией, а девять процентов заявили, что его присоединение отрицательно сказалось на их жизни.

НИКАК ИНАЧE

Спустя пять лет можно побаловаться и риторическим вопросом: а мог ли Крым тогда не входить в состав России и остаться независимой республикой?

«Нет, конечно, — ответил глава республики Сергей Аксёнов агентству «Крыминформ». — Eдинственно правильным выходом было возвращение на историческую родину. Крым не выжил бы 100 процентов. Вариант независимости даже не рассматривался как таковой. Мы были уверены, что граждане поддержат воссоединение с Россией. …Отказ от защиты Крыма (для России) означал бы возвращение в девяностые, национальную катастрофу. Поэтому в 2014 году президент Путин принял единственно правильное решение. Россия просто не могла поступить иначе, не могла бросить в беде миллионы соотечественников».

На тот же вопрос ответил и Владимир Путин во время своего недавнего визита в Крым. По его словам, решение было принято «в пользу общенациональных долгосрочных интересов». Что касается событий крайних пяти лет, то они, по словам президента, привели к подъему патриотизма и показали силу правды, а также дали понять всему миру, что «Россия умеет себя любить и защищать свои интересы».

А ТАКЖE В КРЫМУ…

…в 2018 году отдохнуло 6,8 миллиона туристов.

…реконструирован международный детский центр «Артек».

…начата реконструкция исторических объектов.

…создано около 21 тысячи мест в детских садах, построено 10 новых садиков.

…получили государственные оборонные заказы и долгосрочные контракты крымские судостроители: Севастопольский морской завод, керченский завод «Залив» и феодосийский «Море».

…вышли на третье место в России по валовому сбору фруктов и винограда.

…собственные доходы регионального бюджета выросли с 25,6 миллиарда рублей в 2015-м до 47 миллиардов в 2017 году.

На самоокупаемость, согласно Стратегии развития Крыма, его экономика должна выйти в 2020 году.