Общественникам Волгодонска хотят дать денег. Но их еще нужно уметь взять
Получить финансирование социально ориентированным некоммерческим организациям не так-то просто
В Волгодонске состоялся семинар для руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) по вопросам выделения им президентских грантов и областных субсидий на осуществление социально значимых проектов.
Как польстил присутствующим один из ведущих семинара Дмитрий Леньков, заместитель начальника управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области, Волгодонск традиционно — один из центров наиболее активной общественной жизни области, а общественники нашего города каждый год решительно борются за областные и президентские гранты.
Итак, что же ждет их в 2019 году? Подача заявок на первые президентские гранты закончилась 15 марта. Конечно, если кто-то не знал или забыл, то поезд ушел, но ненадолго — до лета, поскольку в этом году принимать заявки на президентские гранты будут еще дважды: с 10 июня по 31 июля и с 14 октября по 25 ноября. А вот с областными субсидиями сложнее: срок подачи заявок на финансовую поддержку от области — до 2 апреля, и в этом году он первый и пока последний.
Распределением президентских грантов последние два года занимается, соответственно, Фонд президентских грантов. За это время финансирование получили почти семь тысяч проектов по 13-ти направлениям общественной жизни на общую сумму 14,5 миллиарда рублей.
Ростовская область — один из активных грантополучателей, однако, по словам Дмитрия Ленькова, «имеет еще достаточно большой нереализованный потенциал». В прошлом году областные НКО получили на свои социальные проекты 60 миллионов президентских рублей. Причем больше всего побед у небольших проектов на сумму в пределах 500 тысяч, то есть нацеленных на решение какой-то конкретной проблемы в рамках одного поселения.
— В конкурсе на президентские гранты нужно обязательно участвовать, — старался мотивировать присутствующих Дмитрий Леньков. — Ведь если не участвовать, то точно не выиграешь. По статистике, в конкурсе президентских грантов выигрывает каждый шестой поданный проект, а в сегменте до 500 тысяч — каждый четвертый. Кроме того, даже если вы не выиграете грант в первый раз, то, регулярно участвуя в подаче заявок, приобретете неоценимый опыт, который в итоге даст результат — рано или поздно вы обязательно средства получите.
Дмитрий Александрович рассказал о различных мерах поддержки для общественных организаций, пытающихся получить гранты: два областных ресурсных центра, помогающих в оформлении заявки, семинары и обучение руководителей СОНКО, онлайн-курсы на сайте президентскиегранты.рф, а также обратная связь на всех этапах подачи документов.
В качестве наиболее показательного примера он привел ростовский проект «Собачий патруль», который в прошлом году выиграл грант почти на два миллиона рублей на организацию массовой стерилизации и вакцинации бездомных животных. Аналогичный проект, хотя и менее масштабный, сейчас реализуется в Азовском районе — тоже на президентские средства. И стоит отметить, что негативной информации по бездомным животным в этих муниципальных образованиях стало заметно меньше.
Тонкости получения областных субсидий осветил общественникам Андрей Грибанов, главный специалист отдела по работе с некоммерческими организациями и взаимодействию с экспертным сообществом Правительства Ростовской области.
В нынешнем году в нашем регионе намерены потратить на общественников 14,6 миллиона рублей. Для этого будет разыграно 39 субсидий на сумму от 300 до 600 тысяч. Направлений деятельности девять: «Забота о пожилых, инвалидах и людях, нуждающихся в поддержке», «Воспитание молодежи», «Наследие Донского края», «Патриотическое воспитание граждан», «Развитие добровольчества и благотворительности», «Согласие и взаимодействие», «Экология», «Формирование общественного пространства «Ростовская область», «Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций».
Андрей Александрович подробно остановился на тонкостях подачи документов на областные субсидии, критериях, которым должны соответствовать НКО, чтобы их получить, на что можно или нельзя тратить выделенные средства. А также ответил на вопросы.
Вопросов к нему оказалось немало, причем чем опытнее общественники, тем острее были поднятые ими проблемы.
Самый болезненный вопрос — обязательное наличие у НКО собственных средств, которые должны составлять не менее десяти процентов от суммы субсидии. Далеко не все общественные организации, к примеру, имеют 40 тысяч на счету, чтобы попросить еще 400 и отчитаться потом за 440. Расстроившимся общественникам посоветовали искать спонсоров. Но тут же выяснилось, что спонсоры, как правило, предпочитают оказывать НКО помощь в натуральном виде — например, стройматериалами для обустройства сцены, напитками и едой для проведения детской экскурсии, транспортом, чтобы свозить группу инвалидов на базу отдыха, ну или выделяют помещение. А такая помощь теперь в расчет не берется, и отчитаться ею с этого года невозможно. Как и указать труд волонтеров в качестве имеющегося ресурса — на президентских грантах это принимается, а на областных почему-то нет. Eсть мнение, что таким образом отсекается значительная часть НКО.
Другая неприятная тонкость — налогообложение. Причем эту ситуацию Общественная палата города посчитала настолько абсурдной, что вынуждена готовить сейчас письмо на имя президента страны, дабы обратить его внимание, что четверть полученных сумм общественники отдадут на налоги. Получается, одной рукой бюджет эти деньги дает, а другой тут же часть забирает. Так стоит ли тогда борьба за гранты потраченных на нее усилий?
ЭКСПEРТНОE МНEНИE
Ирина ХАЛАЙ, председатель организации «Волга-Дон»:
— Самое сложное — это получение областного субсидирования. Подать заявку на президентский грант, как ни странно, технически проще. К тому же необходимость 10-процентного софинансирования областных субсидий лишает большую часть НКО возможности ими воспользоваться. На эту тему мы также готовим письмо от Общественной палаты на имя губернатора.
Начавшийся переход бюджетных организаций в АНО тоже дает им право на получение грантов, причем преимущественное, поскольку ресурсов у них побольше, нежели у «чистых» общественников — у них, как минимум, есть помещения. А наша «Волга-Дон», которая в прошлом году на свою «Школу золотого возраста», направленную на поддержку пожилых, не получила финансирования совсем, «оккупирует» библиотеку на В-16 и сама себе делает пожертвования, чтобы счет не закрыли. В прошлом году нам не дали областную субсидию, зато дали диплом «Общественное признание» — красивый, конечно… Ну а об очень странной ситуации с налогами НКО я уже говорила: когда наша организация получила на проект «Здоровье и благо нации…» грант на 1700 тысяч рублей, мы из него 400 тысяч отдали на налоги.
Eсли отследить динамику за несколько лет, то общественные организации Волгодонска в последние годы по получению грантов «просели». Зато активно получает гранты Каменск-Шахтинский, где был открыт ресурсный центр для поддержки некоммерческих организаций — АНО «Общественный центр социальных инициатив». Тоже, к слову, на средства президентского гранта.
С другой стороны, участвовать нужно во всем и заявляться на все возможные гранты и субсидии. Поскольку других значительных средств нам взять, как правило, негде, и если мы сами о своих проектах не позаботимся, то кто же тогда.