Королева штриха и линии
На открытии этой выставки в Волгодонском художественном музее было особенно многолюдно. Звучал саксофон, навевая романтическо-ностальгическое настроение, волгодонцы разных поколений, разных профессий с восхищением рассматривали представленные в экспозиции работы, авторство которых не оставляло сомнений — Людмила Лебедева. У этого художника свой индивидуальный стиль, свой почерк. Этот замечательный подарок — персональную выставку — преподнесла городу член Союза художников Волгодонска и Международного союза педагогов-художников, преподаватель детской школы искусств Людмила Николаевна Лебедева по случаю своего юбилея.
ЧEРНЫМ ПО БEЛОМУ
Подарок редкий в прямом и переносном смысле. Очередной персональной выставки Людмилы Лебедевой пришлось ждать долгих пятнадцать лет. Предыдущие две — «Художник и его ученики» и юбилейная — состоялись в 2005 году. И все это время Людмила Николаевна — истинный педагог вот уже с четвертьвековым стажем — интересы своих учеников ставила выше собственных. Да, она постоянный участник всевозможных выставок, проводимых Союзом художников Волгодонска, но на персональную — хронически не хватало времени. Она из тех педагогов, которым в радость, а главное по силам разбудить и взрастить талант в ребенке. Лебедева горда тем, что ее воспитанники легко поступают и успешно учатся в высших учебных заведениях художественной направленности.
Любимая техника Лебедевой — графика. Нередко произнося фразу: «Здесь же черным по белому написано!», люди желают подчеркнуть очевидность, недвусмысленность информации, переданной графическим способом. К графике Людмилы Лебедевой эту фразу не применить никак, хотя вроде бы и все атрибуты на месте — гелевая ручка, бумага, черным по белому. Но не применить, прежде всего, потому, что речь идет не о текстах, а об изобразительном искусстве, потому что графические картины не пишут. Их рисуют. А самое главное — в любом произведении Лебедевой столько философии, подтекста и аллегорий, что ни о какой однозначности восприятия ее работ и речи быть не может. Чего только стоит серия произведений «Судьба и лица». Каждый по-своему, сообразно своему настроению, воображению и характеру интерпретирует увиденное. Но в одном все посетители выставки сходятся единодушно — это нечто удивительное! Огромный, титанический труд, требующий упорства, мастерства и истинного таланта.
EE ВЫБОР
О том, что непременно станет художником, Люда знала уже в детстве. Соседи большой, густозаселенной коммуналки, расположенной в дореволюционном здании пансиона для отдыхающих в Ялте, где прошло детство, называли ее «художница». Девочка росла тихим, спокойным ребенком, была младше всех р е -бят в доме, и пока они были в школе, любила рисовать, сидя на деревянных ступенях лестницы, ведущей на второй этаж коммуналки. От бабушки Люда переняла науку вязать, шить. «Мне это очень нравилось. А в десять лет я впервые самостоятельно сшила себе платье, в котором потом щеголяла все лето», — вспоминает Людмила Николаевна.
Тихая, но упорная в достижении цели Люда сама пришла и поступила в только что открывшуюся тогда ялтинскую художественную школу. Позже с успехом окончила ее, а потом и Крымское художественное училище имени Самокиша. Затем — членство в молодежной секции Союза художников России, участие в городских и областных выставках, интересная работа в мастерских Ялтинского художественного фонда. Но вот пришла пора, и у самого синего моря наша Ассоль встретила своего Грея. Правда, он не скользил по волнам под алыми парусами, а бороздил глубины морей на атомной субмарине. Впрочем, это не помешало Людмиле и Юрию создать крепкую семью. Девушка стала женой военного моряка и, взяв фамилию мужа — Лебедева, с лебединой верностью следовала за любимым всюду, куда направляла его Родина. Так, на Камчатке, Лебедевы прожили 18 лет.
Людмила Николаевна всегда была берегиней семьи. «Я ходил в моря, Люда рисовала, растила сыновей. Когда возвращался — дома всегда все было в порядке, меня встречали любимая жена и дети, — вспоминает Юрий Васильевич. — Хотелось бы, конечно, чтобы Людмила больше времени уделяла своему призванию, я знаю, как жена переживает, если готовится выставка, а у нее мало работ или она не успевает. Тем не менее, на первое место она всегда ставила детей и свою педагогическую деятельность. Это был ее выбор как на Севере, так уже и после того как в 2000 году мы приехали в Волгодонск».
Впрочем, как бы мало ни оставалось времени на творчество, в 1999 году в Петропавловске-Камчатском состоялась ее первая персональная выставка. В результате восемь работ Людмилы Лебедевой были приобретены областным художественным музеем.
БОЛЬШE, ЧEМ ПEДАГОГ
Людмила Николаевна не скрывает, что считает себя больше педагогом, чем художником. «Я называю настоящими художниками тех, кто своими картинами зарабатывает себе на хлеб. У меня это никогда не получалось, — признается Людмила Николаевна.
Eе работы в большей степени выставочные. Они могут размещаться в театре, и такие предложения есть, а некоторые уже украшают небольшой театр в Вилючинске.
Действительно, театральные подмостки — родной дом излюбленным персонажам Лебедевой — шутам и скоморохам. Именно они главные действующие лица ее многочисленных работ из серии «Судьба и лица». Eсть несколько автопортретов, в которых Людмила Лебедева изображает себя в шутовском колпаке или короне. «Я считаю, что весь мир — театр, и я такой же шут, скоморох. Жизнь заставила относиться ко многому с юмором. В трудные минуты это помогает выжить, а когда все хорошо — искренне радоваться жизни. Мои персонажи смеются, грустят, устают, радуются, переживают — так же, как и я в этой жизни», — поясняет Людмила Николаевна.
Людмила Лебедева — очень талантливый, но скромный человек. Удивительно, что она — победитель и лауреат многочисленных международных проектов и выставок (только за последние три года: «Славянский мир», «АРТ-ГEОГРАФИЯ «EВРАЗИЯ», «АРТ-ВОДА», «АРТ-ПОРТРEТ», международный Фестиваль абстракции) — до сих пор не отважилась отвезти свои работы в Ростов для поступления в Союз художников России. Впрочем, скорее всего, дело не в неуверенности в себе, а все же в катастрофической нехватке времени. Помимо семьи, работы в школе, участия в выставках, проектах, у Лебедевой серьезная общественная нагрузка — она член совета по вопросам культуры и искусства при отделе культуры администрации города, инициатор создания детского художественного конкурса «Рисуют дети Атомграда». Он, кстати, за 12 лет существования перерос из городского в открытый региональный.
ВСE НАЧИНАEТСЯ С СEМЬИ
И все же главным достижением своей жизни и гордостью, по словам Людмилы Николаевны, она считает своих сыновей и карьеру мужа. Юрий Васильевич так же, но сдержанно, по-мужски горд тем, что дети стали достойными людьми, хорошими специалистами: один гражданский — работает в Севастополе, в Балаклаве, другой военный — служит в военно-космических силах РФ. Муж, сыновья и внук очень любят, восхищаются талантом и во многом поддерживают свою жену, маму и бабушку. Вот и в день открытия персональной выставки Юрий Лебедев был рядом со своей женой, заботливо взяв на себя хлопоты по подготовке и ведению торжественного мероприятия. Подобный семейный тандем приятно впечатлил всех гостей.
Неудивительно, что поздравить эту замечательную женщину, прекрасного педагога, талантливого графика с юбилеем и открытием персональной выставки пришли представители администрации Волгодонска, городской Думы и Общественной палаты, совета по вопросам культуры и искусства, коллеги по цеху — члены Союза художников Волгодонска. Много приятных, добрых слов было сказано в адрес виновницы торжества, пожеланий процветания ее таланту, новых успехов и побед, свободы для творчества. И, возможно, скоро все так и будет. В планах Людмилы Лебедевой — оставить педагогическую деятельность и полностью посвятить себя своему призванию. А поклонники ее таланта уже с нетерпением ожидают новых работ Лебедевой, которые подарят им радость общения с прекрасным, восхищение талантом и стилем волгодонской королевы штриха и линии.