Чтоб самолеты били в цель!..
11.05.2019
Я хочу рассказать о своем прадедушке — Федоре Васильевиче Тверитине. О нем известно не так много, поскольку он был человеком скромным и мало говорил о своем участии в войне.
Моя бабушка Г.Ф. Капшукова вспоминала: «У нас дома стояло папино кресло, Федор Васильевич сам его сделал для себя. Каждый год, в День Победы, он садился в это кресло и весь день сидел молча и плакал. И ни о чем нам не рассказывал, а особенно мне. Девчонкам это знать не полагалось».
Что вспоминал прадед? Что его заставляло плакать? Совсем недавно в семейном архиве я нашел вырезку из газеты «Атоммашевец», посвященную 54-летию Великой Победы. Мой прадед в интервью говорил о войне.
Когда началась война, Федор Васильевич Тверитин служил в Одессе, в аэродромной части. Из их части стали набирать для обучения радистов. В группу из 36 человек попал мой прадедушка. Учеба была упорная и напряженная, с утра до вечера. Не все оказались пригодными к такой нагрузке, отобрали всего восемь человек. Так, простой солдат по фамилии Тверитин стал радистом. Eго служба проходила на аэродромных радиостанциях. А их за время войны пришлось сменить немало.
Часть, где воевал мой прадед, находилась под командованием Верховной ставки. Eе часто перебрасывали с одного фронта на другой. Начинали в Одессе, отступали через Колосовку и Николаев в Крым. Потом были Феодосия, Кубань, снова Керчь, а дальше Кавказ, Воронеж. За оборону Кавказа рядовой Тверитин получил свою первую медаль. Он постоянно должен был поддерживать связь, настраивая радистов ведущего самолета на определенную волну. Потом наблюдать, правильно ли радист самолета связывается с дивизионной радиостанцией. Ведь на фронте бывали и расхождения в настройке, потеря связи, а иногда и задержка дивизионной информации, и тогда наши самолеты попадали по своим. Вот почему исход боя, жизни солдат, сохранность боевой техники зависели во многом от действий радиста. Но за все время войны у моего прадедушки не было ошибок в передаче информации.
Он всегда находился самое большее в десяти километрах от линии фронта, а чаще всего — в двух-трех километрах. Зачастую радиостанции попадали под налеты противника, и многие однополчане прадедушки погибли. А он выжил. И сохранил фотографии в память о них.
О чем вспоминал мой прадед каждый год в День Победы, плача в кресле? Наверное, о них, однополчанах, и других погибших в годы войны.
С нашими войсками прадедушка прошел Германию, Венгрию, Австрию. Победу встречал на побережье Дуная, под Веной, ликуя с теми, кто выжил.
Во время войны ему было присуждено звание сержанта, но служба Федора Васильевича в армии не закончилась. Eго часть снова передислоцировали под Одессу. Он был начальником радиостанции. Надо было передать оборудование, подготовить молодую смену, обучить. Этим и занимался Федор Тверитин до 1947 года.
В Волгодонск он приехал в 1957 году. Двадцать шесть лет отдал стройке. Имя Федора Васильевича Тверитина занесено в книгу Почета города. Он строил практически весь старый город, каждый изящный фасад домов на переулке Донской или улице Пушкина дает повод гордиться тем, что у меня такой прадед. Улица Горького, даже дом, в котором я живу, — в них тоже вложен его труд. После этого еще тринадцать лет Федор Васильевич работал в городском УЭИК (Управлении электричеством и коммуникациями) столяром-плотником.
Eму всегда было небезразлично то, чем жили наша страна и наш город. Всегда жалел, что девяностые годы принесли безработицу, дороговизну продуктов, а многим голод. В то время помогал соседям чем мог. На своей даче Федор Васильевич выращивал не только плодовые деревья, но и картофель, лук, овощи, которыми угощал нуждающихся в трудные для них времена. Всегда помогал людям с работой.
…Гражданин, строитель и ветеран Ф.В. Тверитин ушел из этого мира ночью 26 декабря 2002 года. Он умер в кругу родных, семьи. Через десять месяцев родился я. В этом мире мы не встретились. Но в нашей семье заведено так, что несколько раз в год мы приходим почтить память человека, благодаря которому появились первые дома в Волгодонске и каждый из нас в семье. И еще помним главное дело его жизни, отдавшего свою молодость за Родину, за свою будущую семью. Как говорится, за то, чтоб самолеты били в цель.