Реформа — в процессе
В Ростовской области ежегодно накапливается порядка 2 млн. тонн мусора — по полтонны на жителя, если грубо подсчитать, о том, как идет внедрение новой системы обращения с этими тоннами, мы поговорили с министром жилищно-коммунального хозяйства Андреем Майером.
— Андрей Федорович, какая на сегодня сложилась схема вывоза мусора? Чем она отличается от той, что была до нового года?
— Отличия значительные, в чем-то даже революционные для всей системы. Раньше услуга по вывозу ТКО гарантировала только то, что мусор увезут с контейнерной площадки. А цикл обращения с отходами длиннее: сбор, транспортировка, обработка, утилизация, захоронение. Раньше, по сути, услугу оказывали «возчики», они взимали плату с населения по договору. Л вот второго — с полигоном — у некоторых и вовсе не было. Куда ж он мусор повезет в таком случае? В ближайшую лесополосу. Отсюда рост количества несанкционированных свалок. За 2018 год их было выявлено более 600!
— Но и легальные полигоны уже поизносились?
— Да, это следующая проблема — состояние полигонов. Они эксплуатировались с нарушением экологических норм: не пересыпались, не уплотнялись, горели, выделяли запахи, вредные вещества попадали в почву, тем самым наносили большой вред окружающей среде и дискомфорт населению. Поэтому реформа в сфере обращения с ТКО включает две ключевые задачи: во-первых, формирование новой системы обращения с отходами — выстраивание понятных, прозрачных взаимоотношений между участниками рынка с учетом полного цикла обращения с ТКО и имеющихся мощностей, а во-вторых — создание современной, отвечающей экологическим требованиям инфраструктуры. При этом стоит отметить, что ни один комплекс на территории Ростовской области не будет построен, если не станет соответствовать всем нормам и правилам действующего законодательства.
— Область создала законодательную базу, отобраны региональные операторы, и система вроде заработала. Какие сейчас задачи решаются?
— До конца текущего года областная система работает, можно сказать, в режиме «донастройки» всей цепочки: от собственника — гражданина, юридического лица — до мест обработки, утилизации и захоронения. Первое звено в цепочке — контейнерные площадки. В прошлом году была проведена инвентаризация площадок и составлен их реестр, тогда же региональные операторы начали приобретать контейнеры. На сегодня потребность региона — 47,3 тысячи контейнеров и почти 19 тысяч площадок. По стоимости это 451,5 млн. и 626,9 млн. рублей соответственно.
— А техники достаточно?
— На сегодняшний день на территории области работает более 550 единиц техники. Более 170 единиц мусоровозов, бульдозеров, погрузчиков и иной специализированной техники приобретено региональными операторами дополнительно. На эти цели направлен 1 млрд. рублей. До открытия МЭОК мусор будут вывозить на существующие полигоны, включенные в государственный реестр. В регионе их 31, и по подсчетам их мощности хватит до строительства и ввода в эксплуатацию межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК).
— И самый, пожалуй, острый вопрос: оплата услуги.
— Думаю, что острее, чем вопрос оплаты, стоит проблема договорных отношений. Отсутствие договоров с региональным оператором — это не только недополученные доходы. К примеру, при переходе на новую систему мы столкнулись с увеличением объема отходов, размещаемых на контейнерных площадках многоквартирных домов. Что не было учтено в графиках вывоза региональных операторов. Причина — отсутствие договоров у юридических лиц. В этом случае юрлицам остается два пути избавления от отходов — размещать их на контейнерных площадках многоквартирных домов или вывозить отходы в несанкционированные места. Полигоны их уже не примут.
Региональными операторами увеличено количество абонентских пунктов для работы с юридическими и физическими лицами с 37 до 71 пункта, организовано взаимодействие между региональными операторами и многофункциональными центрами, куда юридические лица могут обращаться по вопросу заключения договоров.
— И все же — что насчет оплаты?
— Услуга теперь является коммунальной и начисляется на каждого жителя. Eсли в квитанции указываются некорректные данные о количестве проживающих или собственников жилья, по обращению заявителя региональный оператор производит перерасчет. Также законодательством предусмотрена возможность перерасчета платы за ТКО в случае изменения числа граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении. Кроме того, на оплату этой услуги действуют льготы для определенных категорий граждан, а также компенсации многодетным семьям и малоимущим гражданам, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20% от совокупного семейного дохода.