Категории Новости

Новатор любит погружение

03.08.2019

То, что высококвалифицированные кадры — золотой фонд любого предприятия (причем, иногда в буквальном смысле), еще раз подтвердил пример одного из сотрудников Ростовской атомной станции. Ведущий инженер цеха ТАИ Владимир Костин сэкономил родному предприятию почти семь миллионов рублей. В чем же заключалось столь эффективное новаторство, откуда появляются в голове такие светлые идеи, мы попросили рассказать самого рационализатора. Желательно сразу в синхронном переводе с технического на общедоступный язык.

Идеи не рождаются из ниоткуда, они появляются в процессе выполнения обычных, ежедневных должностных обязанностей. На АЭС все подчинено требованиям обеспечения безопасности работы реакторных установок и атомной станции в целом, существует многоуровневая система безопасности, обеспечивается ее постоянный контроль. Резервные дизельные электростанции (РДЭС) являются одним из важнейших звеньев этой системы. Необходимость обеспечения штатной и безостановочной работы дизель-генератора заставила задуматься над вопросом его защиты от перегрева. А это как раз в компетенции специалистов цеха тепловой автоматики и измерений.

— Нужно было обеспечить температурный контроль подшипников двигателя дизель-генератора, — рассказывает Владимир Костин. — Дизели у нас по проекту стоят импортные. На заводе-изготовителе их проверяют на перегрев, устанавливают датчики, делают прогонку, испытывают, а затем, убедившись в исправности, датчики снимают и отправляют генераторы заказчику. Тот, в свою очередь, при планово-предупредительных ремонтах обязан проверить подшипники, вкладыши, их износ, при необходимости заменить комплектующие и собрать обратно. Но если при сборке будет допущена мельчайшая погрешность, подшипник будет греться. Увидеть это оператор может только при большом перегреве, когда оборудование уже не сможет работать с заданными параметрами. Следовательно, опять останов РДЭС, замена комплектующих. Это очень затратно.

Костину поручили выполнить систему контроля за температурным режимом. Общая картинка сложилась сразу — понятно, что нужно устанавливать датчики. Пришлось изучить проекты, заводскую документацию самих дизель-генераторов (где устанавливать контрольно-измерительные приборы), технические характеристики множества датчиков, сравнить импортные с российскими. Оказалось, что наши ничуть не уступают, а по некоторым параметрам и превосходят зарубежные, ну и, конечно, по цене значительно выгоднее. Правда, не совсем подходят по размерам. Пришлось Владимиру Дмитриевичу разработать техническое решение, поработать с отечественными заводами-изготовителями, изучить их предложения и выбрать самое подходящее.

Во времена СССР рационализаторское движение было широко развито и неплохо поощрялось. Некоторые работники имели на своем счету десятки и даже сотни рацпредложений, правда, бывали и такие, что брали, скорее, числом, а не действительной пользой, которую приносило изобретение. Впрочем, к Костину это не относится. За славой он не гонится, на мелочи не разменивается, вернее, не считает рационализаторством те небольшие, но практически ежедневные решения, которые приходится принимать в процессе исполнения должностных обязанностей. Система температурного контроля работы дизель-генераторов — его первое самостоятельное и столь экономически эффективное предложение. До этого, по его словам, он всегда работал в команде.

— Для нас это не подвиг. Все специалисты на станции применяют в своей работе принципы ПСР (Производственная система Росатом). Берут объект, изучают его на предмет снижения экономических, временных, ресурсных затрат, но, конечно, без потери качества и снижения безопасности. Много дельных предложений поступает. Так что таких, как я, много, — скромничает Владимир Дмитриевич.

Он трудится на Ростовской АЭС вот уже 20 лет. Прошел путь от электрослесаря по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций на участке КИПиА цеха ТАИ до ведущего инженера этого цеха. За два десятка лет не утратил живого интереса к своей профессии. Говорит, что интересно было всегда — и в начале пути, и сейчас. Но в настоящее время ему больше нравится — есть возможность для реализации идей, для технического творчества. Разница в чем? Скорее, в объеме поступающей информации, масштабности задач и степени ответственности», признает Костин. Но ни ответственности, ни потока информации не страшится. Считает, что «наивысшим приоритетом любого работника АЭС является повышение надежности и безопасности АЭС». Вот и сейчас в составе команды Росатома — в нее входят представители концерна, всех российских АЭС, ведущие проектные институты — Костин работает над внедрением контрольно-измерительных приборов повышенной надежности на энергоблоках АЭС. На Ростовской АЭС он ответственный за это направление. Приходится затрагивать смежные области, расширять кругозор, изучать множество технической литературы.

Любовь к технической литературе у Владимира Костина с детства — отец специально для сына выписывал популярные в то время журналы «Моделист-конструктор» и «Радио». Мальчик с удовольствием изучал их, посещал кружок радиолюбителей. Свой первый приемник собрал еще в начальной школе. В четвертом классе — первое предложение «по модернизации оборудования» — вместо дефицитных и быстро разряжающихся батареек для паровозика детской железной дороги изобрел блок питания. В старших классах мечтал собрать персональный компьютер, но очень уж дорогие были запчасти. После школы поступил учиться в 70-е училище на КИПовца. И своему десятилетнему сыну Костин так же пытается привить интерес к технике, покупает современные журналы, в комплекте с которыми идут детали для сборки различных автомобилей. А старшая дочь уже заканчивает МИФИ, будет инженером-технологом.

Не отбили тягу к сложной технике у Владимира Дмитриевича и лихие 90-е. Вернувшись из армии, он отчаянно искал работу, где платили бы хоть какие-то деньги. Надо было содержать семью. Был и разнорабочим, пробовал делать двери, но шлифовка полотна, которую ему поручили, вызывала такую тоску своей однообразностью, монотонностью, что больше двух недель не выдержал. Потом был помощником бурильщика в «Гидроспецстрое», позже ремонтником грузоподъемных механизмов на Атоммаше — хоть какая-то техника. И вот, наконец, устроился на АЭС по направлению КИП, к чему всегда лежала душа. Так что Владимир Дмитриевич считает себя счастливым человеком — хобби стало работой и наоборот.

Это вовсе не означает, что кроме работы у него нет других увлечений. Раньше часто выезжал на водоемы, чтобы погрузиться под воду с аквалангом, любит отдыхать с семьей и друзьями на природе. Правда, признает, что теперь на дайвинг времени почти не остается. Сегодня отдых — это чаще всего просмотр интересного фильма. Желательно фантастики. Почему? А там много технических идей можно увидеть. Интересно, информативно.

Вот, собственно, круг и замкнулся — потоки информации на работе, поиск информативности и во время отдыха. Интеллект не терпит простоя. И результат соответственный! Свой 20-летний юбилей работы на АЭС Костин отметил ярко — подарил любимому предприятию семимиллионный подарок! Впрочем, и станция не осталась в долгу — рационализатор получил немалую премию, чему как обладатель ипотечного кредита очень рад.

В любой организации есть люди, о которых нельзя сказать просто — «персонал». Они, скорее, ценный капитал, который накапливается, приумножается и бережно хранится. К слову сказать, Костин не верит в приметы, верит в то, что каждый человек делает себя сам. На сегодняшний день он сделал многое, чтобы быть не просто «персоналом». Мы желаем Владимиру Дмитриевичу творческих успехов, карьерного роста и реализации новых технических проектов.

***фото: