Категории Российская газета

Скатертью дорожка. Капвложения обеспечат безопасность и скорость на автомагистралях

17.02.2020

Новая индустриализация, старт которой дал майский указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», прокладывает себе путь в непростых макроэкономических условиях.

В дорожной сфере при строительстве трассы М-11 «Нева» было заключено первое концессионное соглашение с привлечением внебюджетных инвестиций.   Фото: Сергей Михеев

Но привлечение частного капитала к реализации крупных инфраструктурных проектов и применение прозрачных инструментов проектного финансирования, в том числе механизмов ГЧП, могут существенно повысить эффективность намеченных преобразований.

На мероприятия Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет потрачена самая большая доля средств, заложенных на выполнение указа: 10,6 триллиона рублей. Между тем аналитики Национального центра ГЧП, ссылаясь на оценки Global Infrastructure Hub Россия, называют цифру необходимых транспортной инфраструктуре до 2024 года средств — 17,8 триллиона. Около трети всех инвестиций придут из внебюджетных источников. Согласно данным Национального центра ГЧП, по итогам прошедшего года в России в различных формах реализуется 3601 ГЧП-проект. Совокупный объем привлекаемых инвестиций — 3,9 триллиона рублей, из которых 2,8 триллиона — частный капитал.

Для транспорта 2019 год был позитивным, отметил глава минтранса Евгений Дитрих. Объем инвестиций в инфраструктуру вырос более чем на 14 процентов. Привлечено 2,4 триллиона рублей, из них полтора -внебюджетные инвестиции. Львиная доля капвложений осуществлялась в дорожное хозяйство. Так, в 2019 году ГК «Автодор» завершила строительство федеральной высокоскоростной трассы М-11 «Нева». В 2009 году для финансирования строительства головного участка трассы с 15 по 58 км было заключено первое в дорожной сфере концессионное соглашение с привлечением внебюджетных инвестиций. В финансировании принял участие ВЭБ в партнерстве со Сбербанком. Всего для этого строительства было заключено 6 инвестсоглашений, в том числе 2 концессии и 4 долгосрочных инвестиционных соглашения. Общая стоимость составила 520 миллиардов рублей (в ценах соответствующих лет), включая 148 внебюджетных миллиардов.

Зампредседателя правления ГК «Автодор» Георгий Чичерин, говоря о планах компании до 2035 года, в том числе о развитии коридора Москва — Казань, который дорожники намерены в будущем продлить до Кемерово, оценил шансы их своевременной реализации. По его мнению, емкость рынка с точки зрения доступности финансирования довольно высокая. И структурирование проектов, в том числе на основании механизма концессии, который уже довольно хорошо развит, поможет оперативно запускать подготовленные проекты.

В топ-10 крупнейших концессионных проектов последних двух лет входит строительство платной автодороги Виноградово — Болтино — Тарасовка, которая станет дублером МКАД. Концедентом выступает правительство Московской области. Концессионное соглашение было подписано в 2018 году. Это один из первых проектов в сфере автодорожного строительства в России, который будет реализован по частной концессионной инициативе Группы «ВИС».По данным Национального центра ГЧП, в развитие транспортной инфраструктуры России до 2024 года необходимо вложить не менее 17,8 триллиона рублей

Соглашение предусматривает создание масштабного объекта транспортной инфраструктуры, включая 6 мостов и путепроводов, 4 транспортные развязки. Длина скоростной четырехполосной дороги составит 16,1 километра. Строительство планируется завершить в 2022 году за счет собственных средств и средств частного партнера — компании «ЧЧК», которая входит в Группу «ВИС». Общий срок концессии (включая 4 года строительства) — 15 лет. По истечении этого срока дорога будет безвозмездно передана Московской области.

Инвестиции в проект составят более 30 миллиардов рублей, три четверти из которых — средства инвестора. Капитальный грант из бюджета Московской области — 7,7 миллиарда. Новая дорога поспособствует развитию не только транспортной инфраструктуры Подмосковья, но и прилегающих территорий.

Многое, конечно, зависит и от инвестиционного климата в регионе. Зампред правительства Московской области Вадим Хромов рассказал, что привлечение частных инвестиций в основной капитал региона за последние два года существенно выросло. Для этого область создает все условия: предоставляет площадки для реализации проектов, оказывает поддержку инициативам ГЧП, исправляет генеральные планы под задачи частного бизнеса.

На сегодня наиболее перспективным регионом для реализации инфраструктурных проектов с привлечением частного капитала является Арктика. Например, только модернизация Архангельского морского порта, которая предполагает строительство двух специализированных и четырех универсальных терминалов общей мощностью до 38 миллионов тонн, подъездной автомобильной и железной дороги, оценивается почти в 150 миллиардов рублей.