Пять смыслов фильма «Родные» или Что делать, если вам осталось жить меньше года. Мнение волгодонца
Если вы ещё не видели трагикомедию «Родные», то вам лучше не читать мою рецензию!
В выходные автор этих строк — корреспондент сайта «ВП» посмотрела очередную комедию режиссёра Ильи Аксёнова по сценарию Жоры Крыжовникова и захотела поделиться впечатлением.
Сразу замечу, что на сеанс я пошла не по собственному выбору – билет подарили. Дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят, смотрят – в моём случае, на большой экран. А там – весьма незатейливый кинопродукт, который пытается поднимать глобальные проблемы простого человека.
Жить, как известно, вредно – от этого умирают. Поэтому по сюжету главный герой пытается исправить ошибки прошлого, чтобы не было мучительно больно, а также оперативно осуществить давнюю мечту: из-за болезни ему осталось жить меньше года. Смысл первый.
По ходу движения к этой самой заветной цели – на Грушинский фестиваль в Самарскую область — и разворачиваются события фильма.
В фокусе создателей – среднестатистическая российская семья. Через неё авторы решили показать извечную проблему отцов и детей. Смысл второй.
Зрителю прорисовывают цепочку: героический дед (Сергей Шакуров) – сын-самодур (Сергей Бурунов) – современные дети (Семён Трескунов, Никита Павленко, Елизавета Гырдымова). Какие отпрыски, если от осинки не родятся апельсинки? Вопрос риторический.
Поскольку отец семейства смертельно болен, родне пытаются лечить его, причём, как это и бывает в жизни, разными способами: классическая медицина, народные средства, с помощью знахарки, которая «всех на ноги ставит». Знакомые метания. С третьим смыслом.
Видна попытка создателей разбудить чувства зрителей к малой родине, вычеркнутой из души на целых 25 лет — смысл четвёртый. Тут вам и запах родного подъезда и могила матери, и портреты «иконы времени» Сергея Бодрова с его вечным вопросом «В чем сила, брат?», и лоток горячего хлеба, украденный в пекарне, как в лихие 90-е.
И почему-то последний факт не кажется позорным – вокруг целые хлебозаводы воруют, а тут десяток буханок перед смертью…
Родина же принимает щедрым застольем, банькой, искренними объятиями под «Белые розы» Юры Шатунова.
В фильме вообще много музыки. Она как бы помогает прорисовывать образы и события, что можно выделить как смысл пятый. Причём, не только за кадром, но и в кадре.
Героями «Родных» становятся представители различных музыкальных жанров. От культового автора бардовских песен Олега Митяева, через «рыжего» Андрея Григорьва-Апполонова из «Иванушек» — яркого представителя «попсы», до Лизы – «Монеточки», прославившейся своим альбом «Психоделический клауд рэп».
Короче, намешано много. Даже тема иммиграции и «утечки мозгов» заграницу задета и «измазана» домашним вареньем из ягоды костеники.
В некоторых моментах очень весело. Впрочем, молодёжь на последних рядах кинотеатра заливалась смехом, почти не переставая. А гоголевский «Ревизор» в моей голове из прошлого строго спрашивал: «Над кем смеётесь, господа!» И отвечал: «Над собой смеётесь!»
Было бы действительно смешно, если бы не так грустно. Внезапно на последних минутах фильма звучит-таки заявленная в самом начале песня про отца и про оладушки. И добавляет градуса душевности. Слёзы сами текут по щекам: дети, оказывается, не такие уж и плохие. Родные… А они — от всех болезней лечат!
Внезапно киноповествование обрывается чёрным кадром. Жить вредно – от этого умирают… Но не страшно, когда твоя песня остаётся детям.
Валентина Варцаба