Категории Авторская колонкаАфишаКультураНовости

Пять смыслов фильма «Родные» или Что делать, если вам осталось жить меньше года. Мнение волгодонца

Если вы ещё не видели трагикомедию «Родные», то вам лучше не читать мою рецензию!

В выходные автор этих строк — корреспондент сайта «ВП» посмотрела очередную комедию режиссёра Ильи Аксёнова по сценарию Жоры Крыжовникова и захотела поделиться впечатлением.

Сразу замечу, что на сеанс я пошла не по собственному выбору – билет подарили. Дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят, смотрят – в моём случае, на большой экран. А там – весьма незатейливый кинопродукт, который пытается поднимать глобальные проблемы простого человека.

Жить, как известно, вредно – от этого умирают. Поэтому по сюжету главный герой пытается исправить ошибки прошлого, чтобы не было мучительно больно, а также оперативно осуществить давнюю мечту: из-за болезни ему осталось жить меньше года. Смысл первый.

По ходу движения к этой самой заветной цели – на Грушинский фестиваль в Самарскую область — и разворачиваются события фильма.

В фокусе создателей – среднестатистическая российская семья. Через неё авторы решили показать извечную проблему отцов и детей. Смысл второй.

Зрителю прорисовывают цепочку: героический дед (Сергей Шакуров) – сын-самодур (Сергей Бурунов) – современные дети (Семён Трескунов, Никита Павленко, Елизавета Гырдымова). Какие отпрыски, если от осинки не родятся апельсинки? Вопрос риторический.

Поскольку отец семейства смертельно болен, родне пытаются лечить его, причём, как это и бывает в жизни, разными способами: классическая медицина, народные средства, с помощью знахарки, которая «всех на ноги ставит». Знакомые метания. С третьим смыслом.

Видна попытка создателей разбудить чувства зрителей к малой родине, вычеркнутой из души на целых 25 лет — смысл четвёртый. Тут вам и запах родного подъезда и могила матери, и портреты «иконы времени» Сергея Бодрова с его вечным вопросом «В чем сила, брат?», и лоток горячего хлеба, украденный в пекарне, как в лихие 90-е.

И почему-то последний факт не кажется позорным – вокруг целые хлебозаводы воруют, а тут десяток буханок перед смертью…

Родина же принимает щедрым застольем, банькой, искренними объятиями под «Белые розы» Юры Шатунова.

В фильме вообще много музыки. Она как бы помогает прорисовывать образы и события, что можно выделить как смысл пятый. Причём, не только за кадром, но и в кадре.

Героями «Родных» становятся представители различных музыкальных жанров. От культового автора бардовских песен Олега Митяева, через «рыжего» Андрея Григорьва-Апполонова из «Иванушек» — яркого представителя «попсы», до Лизы – «Монеточки», прославившейся своим альбом «Психоделический клауд рэп».

Короче, намешано много. Даже тема иммиграции и «утечки мозгов» заграницу задета и «измазана» домашним вареньем из ягоды костеники.

В некоторых моментах очень весело. Впрочем, молодёжь на последних рядах кинотеатра заливалась смехом, почти не переставая. А гоголевский «Ревизор» в моей голове из прошлого строго спрашивал: «Над кем смеётесь, господа!» И отвечал: «Над собой смеётесь!»

Было бы действительно смешно, если бы не так грустно. Внезапно на последних минутах фильма звучит-таки заявленная в самом начале песня про отца и про оладушки. И добавляет градуса душевности. Слёзы сами текут по щекам: дети, оказывается, не такие уж и плохие. Родные… А они — от всех болезней лечат!

Внезапно киноповествование обрывается чёрным кадром. Жить вредно – от этого умирают… Но не страшно, когда твоя песня остаётся детям.

Валентина Варцаба

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий» я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.