Категории АфишаКультураНовостиСобытие

Полотно судьбы. В Волгодонском музее открылась выставка «Полотняная летопись»

Волгодонский эколого-исторический музей в очередной раз порадовал горожан новой интересной выставкой – «Полотняная летопись». Ее торжественное открытие состоялось 16 июля.

Первое впечатление от экспозиции практически у всех гостей одинаковое – «теплая, родная». А все потому, что вниманию посетителей представлены кружева, образцы традиционной народной одежды, самотканые полотенца, рушники, салфетки, подзоры и скатерти 19-20 века, украшенные вышивкой, выполненной в различных техниках.

Подобные произведения прикладного искусства можно было увидеть практически в каждом доме еще относительно недавно. Даже к концу 20 века некоторые экземпляры домашнего убранства бережно и с гордостью хранили в семьях. Их демонстрировали подрастающему поколению: «Полюбуйся, какой рукодельницей была твоя бабушка!». А кому-то везло больше, и бабушка сама учила внучку искусству вышивания.

Поэтому старшее поколение сразу почувствовало, каким домашним уютом повеяло от выставленных предметов. Заместитель главы администрации Волгодонска по социальному развитию Светлана Яковлевна Цыба поблагодарила сотрудников музея за предоставленную возможность «окунуться в тепло и доброту, вспомнить своих бабушек», и даже призналась: «Глядя на всю эту красоту, у меня возникло желание придя домой отыскать давно заброшенные пяльцы и попробовать вышивать».

В экспозиции представлено 110 предметов – и это лишь небольшая часть коллекции, хранящейся в фондах музея. Старший научный сотрудник научно-исторического отдела ВЭИМ Татьяна Николаевна Скакунова провела замечательную экскурсию по выставке, обогатив знания гостей новыми, интересными сведениями о народных традициях, о значении вышивок и предметов, ими украшенных. Оказывается, полотенце и рушник – вещи, имеющие разное предназначение. Полотенцем вытирали руки, а рушник – единственный ритуальный предмет исторического прошлого, который еще с языческих времен, без перерыва традиций, использовался в быту славянских народов. Его прямое назначение – защищать «святые углы». Рушниками украшали божницы, двери, окна. Доверяли рушникам и защиту детей, любимых людей.

Традиционно женщина, ожидающая рождения ребенка, должна была собственноручно соткать холст, а затем вышить его. Как правило, в вышивке присутствовала красная нить – чтобы жизнь новорожденного была красивой. Ромбы, расширенные к низу, говорили о том, что ничто не мешает ее ребенку свободно идти по жизни. Солнечные знаки символизировали благоденствие, плодородие. Именно в этот рушник впоследствии повитуха принимала новорожденное дитя, и им же вытирали младенца после крещения в купели. Хранился этот материнский оберег всю жизнь.

Огромную роль играл рушник и на всех этапах свадебного обряда. Все кто имеет представление, как выглядит рушник, знают, что вышит он только по краям, а центральная часть – пустая. Считалось, что это божье место. Во время церемонии бракосочетания жених и невеста становились на это место – таким образом получая божье благословение. На другом свадебном рушнике родители подносили молодым каравай. Их вышивали или набивали красками (к концу 19 века очень популярными и дорогостоящими были такие изделия) различные рисунки и узоры. В экспозиции представлены несколько таких рушников. На одном изображена пара птиц с опущенными крыльями (символ готовности создать семью), сидящими на виноградных гроздьях (плодородие, желание иметь детей). На другом – изображение синицы – подчеркнуто трудолюбие невесты. И конечно, концы рушников украшены кружевами. Ромбы в их плетении – пожелания богатства.

Нам, избалованным машинной печатью на тканях, может показаться, что ничего особенного в рушнике с нанесенным красками рисунком нет. Но специалисты поясняют, что в те времена это было порой сложнее, чем просто вышить. Невеста придумывала рисунок, затем следовало найти мастера, который его вырежет на штампе, выбрать подходящие краски, правильно и аккуратно нанести их на ткань.

Безусловно, в основной своей массе рушники были вышитыми. И по большей части – крестом. Эта техника считалась у наших предков одной из самых древних и магических, сильным оберегом от злых сил. Вышивали невесты своим женихам разнообразные рисунки. Например петухов. Это символ защиты, счастья, мужской знак. Но самое главное требование к такой свадебной вышивке – и с лицевой и с изнаночной стороны она должна быть одинаково аккуратна. Потому что считалось – лицевая сторона для людей, внутренняя – для Бога. На лицевой – наши мысли, на внутренней – наши поступки. И если нитки с изнанки спутаны, значит счастье и благополучие семьи будет только внешним, для людей. Часто на свадебных рушнике размещали также инициалы того, кому он предназначался и того, кто его вышил.

Кстати, запрещалось приступать к вышивке ночью, а также если плохое настроение, печальные мысли. Но если начала невеста делать рушник для суженного – нельзя, чтобы его дорабатывали мать или сестры. Считалось, что они могут «отшить» зятя. А вообще, для свадьбы необходимо было подготовить до сорока рушников. Самый главный – венчальный, затем для жениха, для каравая, те, которыми обвязывали дружков, ну а потом – весь свадебный поезд. Здесь уже могли помогать сестры.

Раньше, в народе не применяли слово «красивая» по отношению к женщине. Говорили «справная». Внешность могла быть обычная (лишь бы без уродств, и не очень худенькая), а вот уметь нужно было многое. Поэтому с самого детства девочек приучали к хозяйству и рукоделию. Вспомнилось, как в рамках последней акции «Ночь музеев» Татьяна Николаевна на выставке «Утюг, сарафан, самовар», рассказывала, что первую атласную, очень по тем временам дорогую ленточку в косу девочке дарили в том числе для того, чтобы она училась гладить тяжеленными чугунными утюгами, которые разогревались на огне. Сжечь свое единственное украшение было непозволительно, на другую ленту денег нет. Вот и старалась девчушка. Сначала двумя руками, очень медленно, а потом приходило умение. Как только могла одной рукой быстро гладить, считалось, что к замужеству готова.

Вернемся к вышивке. Невеста должна была знать несколько техник – крестом, гладью, ришелье. Кстати, девушек на выданье называли «хвалёнками». Чтобы девушку засватали, надо было ее хвалить. Матери специально выставляли на показ выполненные дочерями полотенца, рушники, подзоры и хвастались гостям: «Это моя дочь сделала!» Мужчинам, конечно, этого было не понять, но потенциальные свекрови хорошо разбирались в качестве работы и присматривали невест-рукодельниц. Так что вышивка для девушек, женщин была словно паспорт мастерицы. По количеству рушников, полотенец, подвоев, скатертей судили о благосостоянии семьи, а по сложности и богатству рисунка – о мастерстве и трудолюбии невесты.

В экспозиции представлены образцы традиционной народной одежды. Вышивка по народному преданью должна была защищать. Каждый цвет, узор имел свое толкование, служил оберегом. Внимание всех без исключения привлекли мужские рубахи с богатой вышивкой на груди и рукавах (защищает сердце и руки). Наверное и сегодня не стыдно было бы надеть такую! Тем не менее и здесь обычаи наших предков строги. После свадьбы никто кроме жены не имел права вышивать мужу одежду. Более того, по качеству и сложности вышивки люди судили, насколько сильно любит жена мужа. Впрочем, в те времена никто и не стал бы свою вышивку продавать, отдавать чужим людям. Считалось, что вместе с ней отдаешь свое счастье, свою судьбу.

Наверное, молодые наши читатели не очень понимают, что такое подзор. Это полоса ткани, богато вышитая геометрическим или растительным орнаментом, украшенная белыми кружевами (чтобы жизнь была безоблачной). Эту ткань пришивали к внешнему краю простыни, так, чтобы при застеленной кровати подзор был виден.

Очень ценилось, если хозяйка владеет «браным» ткачеством. То есть это не вышивка на холсте, а сама ткань, сотканная из разноцветных нитей таким образом, что получался рисунок. Мастерица берет, выбирает (отсюда «браное») и вплетает нужные нити. Кстати слово рушник произошло не от того, что предназначен для рук, а от слова «рушить» (рвать). Как правило, рушник, это полоска ткани, которую не отрезали, а аккуратно отрывали от цельного холста. Ширина его 30-40 сантиметров, а вот длина – от 3 до 5 и более метров. И поскольку это ритуальные, обрядовые предметы, вышивали их обязательно с молитвой.

В доме обязательно должен был быть рушник, который украшал иконы – своего рода «подношение» Богу. Он назывался «набожник» или «Богова рубашка». Самые красивые и богатые рушники дарили в храмы, часовни. Считали, что рушники, побывавшие в храмах, пусть даже на них просто принесли освящать куличи в Пасху, благословенны. И если вдруг в колодце иссякала вода, просили приносить такие рушники к колодцу, верили – они способны вернуть воду.

Все рушники бережно хранили, передавали как реликвию детям. Сворачивали в трубочку и прятали до поры. А когда наступали православные праздники или особые семейные торжества – доставали и украшали дом. Считалось, что таким образом члены семьи получают благословение от предков. В дни поминовения усопших рушники вывешивали за окно, чтобы «пришедшие души родителей смогли по ним пройти в дом». Специальные, «подорожные» рушники дарили матери и жены на счастье сыновьям и мужьям уходившим в военный поход.

Завершая рассказ об этой удивительной выставке, хочется подытожить: Рушник – изделие символичное и многозначное. Он не только украшал повседневный быт, но и являлся символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. И отрадно, что и по сей день не рушится эта связь, продолжаются народные традиции, из поколения в поколение передается мастерство.

На открытии выставки присутствовали представители творческого объединения «Таланты Волгодонска». Одна из них – Ирина Александровна Батора, которая поблагодарила коллектив музея за замечательную выставку, в которой они, современные рукодельницы, черпают вдохновение. По словам Ирины Александровны, оно очень поможет им в работе над рушником, с которым они намерены в августе участвовать в конкурсе «Рушники России».

Десять волгодонских мастериц не покладая рук трудятся сегодня над пятиметровым полотном. Рушник будет представлять собой попурри из различных техник вышивки. На нем, по требованиям конкурса, будет обязательно вышит герб города, и все необходимые в соответствии с традициями элементы. Пожелаем мастерицам успеха!

А всем интересующимся искусством, народным творчеством и традициями, искренне рекомендуем посетить выставку «Полотняная летопись» – щедрый подарок, сделанный горожанам коллективом Волгодонского эколого-исторического музея. И даже далеким от искусства людям советуем: приходите, побываете в детстве. Если не своем, то своих бабушек и дедушек.

Нина Егорова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить комментарий» я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.