Категории Главная темаНовостиОбразованиеФото-видео

День дублёра. Как в школе №13 Волгодонска дети учатся управлять и быть лидерами

25.04.2022

Ежегодно 21 апреля в России празднуется День местного самоуправления. В честь него и с целью поддержки социально-ценной деятельности детей в школе №13 Волгодонска прошёл День школьного самоуправления.

Как угомонить первоклашек, что самое сложное в ходе урока, каково быть «директором» школы, если ты всего лишь старшеклассник, что понравилось — не понравилось, трудно было или легко. В этих и других вопросах разбирался корреспондент «Волгодонской правы».

Самоуправление — это серьёзно

Начнём с того, что дети участвуют в управлении школой не первый год. Это расширяет сферу применения их способностей и умений, дает каждому возможность развить талант, проявить свои способности, найти дело по душе.

Так, в октябре 2021 года в рамках деловой игры «Выборы — это серьезно» состоялось избрание президента школы №13. Им стала Алиса Кошеварова.

Избранным лидером был определен состав ученического самоуправления и поставлены новые интересные задачи. В течение года активисты и лидеры проявляли инициативу в организации школьных мероприятий, принимали участие в судействе, разработке сценариев, совещаниях, оформлении стенгазет и других немаловажных делах.

Итоги же Дня школьного самоуправления подвели в неформальной обстановке 25 апреля после шестого урока. За чаем и пасхальными сладостями юные управленцы ещё раз вспомнили главные атрибуты городской власти, имена руководителей города и рассказали журналисту о Дне дублёра, в котором участвовали сразу 25 учеников. Они замещали не только педагогов, но и завучей и даже руководителя школы.

«Директором» был назначен ученик 10 а класса Александр Федорчук, — представила своего дублёра настоящий директор Наталья Викторовна Полищук, добавив, что «в школе без детей — никуда, всё здесь для них, они тут — самые главные».

А дети — ученики старших классов, рассказали как им работалось в роли педагогов. Свои силы старшеклассники попробовали в 1-4 классах. Предметы и темы уроков у каждого «учителя» были разные: «Красная площадь», «Образование Советского Союза», «Почему нужно есть много овощей и фруктов», «Россия вступает в XX век», «Наши ближайшие соседи» (окружающий мир).

Новым «учителям» предстояло подготовится очень серьезно и отнестись к эксперименту с ответственностью, ведь провести урок музыки или технологи не так просто, как кажется на первый взгляд.

Мнения — сомнения

«В 4 б дети на последних партах сначала разговаривали. Но я смогла найти к ним подход, заинтересовала викториной о Великой Отечественной войне, рассказала о блокаде Ленинграда, прочитала стихотворение. Меня начали слушать, и мы дальше спокойно провели урок. В принципе класс активный и весёлый», — вспомнила Дарина Гурина, которая вела предмет «окружающий мир». Девушка отметила, что профессия педагога интересная, но пока она сомневается выбрать ли её для себя.

Марина Иванова из 10 а класса проводила урок технологии в 1 а, учила малышей создавать оригами. По её мнению, всё прошло хорошо — никто не шумел, не баловался.

«А по мнению учителя, детям было сложновато делать лягушонка, но тем не менее, все ушли домой довольные и счастливые, каждый со своей поделкой. Это значит, что вы, как дублёры, справились со своей задачей. Очень много хороших отзывов было и со стоны учителей, которые наблюдали за вами как профессионалы. И, наверное, каждый из вас понял, что провести урок — не так легко. Нужно знать не только материал, но и владеть методами психологии, чтобы удержать внимание детей, чтобы донести тему», — отметила заместитель директора по учебной работе Ксения Владимировна Аверьянова.

«Мне попался очень хороший, открытый, дружелюбный класс — 4 а. Мы хотели у них ещё остаться и на других уроках с ними заниматься. Нас слушали, и просили помочь и имена наши сразу пытались запомнить. То есть, их достаточно было заинтересовать, потом они активно на вопросы отвечали. Хорошие дети с ними легко общаться, — сказала Соня Коваленко из 11 а класса. Вместе с подругой Юлей Мельник они мечтают в следующий раз провести урок химии.

«Хорошие дети — ключевые слова. Когда спрашиваю у наших педагогов о вас, поверьте, — характеристика «хорошие дети»бальзам для души, — призналась Наталья Викторовна.

«Получили очень ценный опыт. Мы с Димой Самсоновым были завучами по воспитательной работе в этот день. Проследили за тем, как проходили уроки. Нам понравилось, как наши друзья их проводили, фотографировали для поста в «ВКонтакте». И помогли сделать стенд к 100-летию пионерии. Было интересно», — рассказал о своей роли в общем сценарии Владислав Куценко.

«Мы с Кириллом Ермолаевым вели у рок в 1 в классе. Очень люблю этот класс, многих его учеников знаю лично. Дети умные, смышленые. Конечно, не обошлось не без казусов, иногда нас поправляли, иногда дети говорили смешные вещи, и было нелегко сдержаться, оставаться серьёзным. Детворе было тяжело усидеть на местах. Но под конец урока они уже все прекрасно разукрашивали картинки. У нас был урок «окружающий мир», тема «фрукты и овощи». Прочитали в учебнике про витамины, отгадали все загадки и, надеюсь, всё запомнили. Конечно, они хотели, чтобы мы с ними на перемену остались — поиграть, но время поджимало и мы ушли.

Спасибо большое всем, кто принял участие в нашем мероприятии. Все большие молодцы. Это было очень серьёзно для нас, первый шажочек. Потом уже возьмём старшие классы», — уверена Алиса Кошеварова, организатор Дня дублёра.

«Посмотрела фрагмент видео одного из уроков и просто в восторге. Присоединяюсь к президенту школы и хочу поблагодарить вас всех за нелёгкий труд в этот день. Вы получили первый педагогический опыт с детьми начальной школы. Особенно я довольна своими дублёрами, которые ответственно и качественно всё делали и чётко выполняли мои рекомендации. Думаю, что поставленную перед вами задачу — изготовление стенда «Женское лицо Победы» вы всё-таки выполните. На этой неделе нам нужно его завершить», — отметила заместитель директора по воспитательной работе Алла Ивановна Грибкова.

А чем же занимался «директор» школы? Оказалось, планированием — целями и задачами. Выполнял и более приятную миссию.

«Обходили каждый класс, смотрели как ребята проводят уроки. Составили план подготовки к 9 Мая, думали как лучше провести праздничный концерт, на который мы пригласим ветеранов. Нам понадобятся волонтёры из числа школьников — они будут сопровождать гостей. Решили собрать агитбригаду, которая пойдёт к ветеранам домой — спеть песни, подарить подарки. Также определили, какие стенды поменять к началу следующего учебного года, чтобы достойно встретить 85-летие Ростовской области, обсуждали первые эскизы», — отчитался о проделанной работе Александр Федорчук.

«Целый день со мной провёл и даже вручал награды учителю биологии Вере Стефановне Бакаевой и ученице 5 б класса Екатерине Бакаевой за победу в экологическом конкурсе, — одобрительно подтвердила слова своего помощника Наталья Викторовна.

«Дни самоуправления проводить нужно обязательно. Мы не только учим других, но и сами получаем опыт, который поможет в жизни», — рассуждали дублёры.

«Это стимулирует самоорганизацию, самодисциплину, личностный рост. Получить класс — 25 человек — значит, выйти из зоны психологического комфорта, уметь увлечь, держать внимание. У вас получилось, за что всем вам говорю «спасибо». Думаю, мы продолжим эту практику», — подвела итог директор школы.

Парламентский урок

Но и это ещё не всё. 27 апреля в России отмечается День парламентаризма. Поэтому 22 апреля в школе побывал депутат по 18 избирательному округу Сергей Ладанов. Он же глава города — председатель Волгодонской городской Думы.

Сергей Николаевич провёл с обучающимися 10 класса урок Парламентаризма (на фото), рассказал о своей работе, функциях, ответственности депутата, и, конечно же, истории возникновения дня Парламентаризма, структуре местного парламента.

Поначалу показалось, что тема урока — сложная и не для каждого. Но Сергей Николаевич рассказывал настолько интересно, что под конец школьники его просто заслушались. «Завлёк своим юмором, харизмой. Особенно удивительно, что он по образованию и опыту работы врач, но с мелом в руке рисовал всю систему муниципальной власти, а потом и всю систему федеральной власти в России».

Общее мнение — позвать депутата, главу города и руководителя представительной власти Волгодонска ещё раз. «Конечно, он человек занятой, но если найдёт время, мы будем ему очень рады», — призналась молодые люди, очевидно понимая, что учиться нужно не только школьному самоуправлению, но и более высоким его этапам.

И это здорово, что в Волгодонске со школьной скамьи можно осваивать «искусство управлять» — учиться быть активистом, лидером, патриотом, государственником.

Что же касается Дня дублёра, то его результатами стали такие показатели как: сплоченность команды, умение договариваться, действовать слажено и дружно, учитывать мнение окружающих. По мнению руководства школы, перед поставленной задачей активисты и лидеры самоуправления справились на «отлично».

Валентина Варцаба. Фото автора и из архива школы