Советский разведчик-нелегал Штирлиц останется в Ясенево
фото: Пресс-бюро СВР Россиии
В канун 100-летия создания отечественной нелегальной внешней разведки в штаб-квартире СВР в Ясенево торжественно открыли памятник. Он как две капли воды похож на Макса Штирлица в исполнении знаменитого актера Вячеслава Тихонова из «Семнадцати мгновений весны» — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Символично? Не только. Вполне реалистично. Как сказал перед открытием монумента Директор Службы внешней разведки России Сергей Евгеньевич Нарышкин, образ, созданный талантом Тихонова, вошел в сознание уже нескольких поколений людей, как образец нашего разведчика-нелегала. Смелого, решительного, готового к мгновенному принятию сложных решений. Благодаря глубокому исследователю и выдающемуся писателю Юлиану Семенову, его герой получился таким любимым и запомнился всем. Роль, блестяще сыгранная Вячеславом Тихоновым, повысила престиж разведчика. Сотрудники СВР считают Тихонова своим боевым товарищем.
Признание редкое и очень искреннее. Здесь воедино слилось все: мастерство писателя, игра актера, находки режиссера Татьяны Лиозновой. А еще тончайшая, прямо ювелирная точность в изображении легендарного персонажа в исполнении молодого скульптора Владимира Иванова. Ученик знаменитого Рукавишникова создал как раз то, что хотелось увидеть и действительно увиделось. Тихонов-Штирлиц, такой родной и любимый. И такой наш, такой понятный, близкий.
Цветы к памятнику одними из первых возложили две красивые, элегантные женщины. А какими еще могут быть дочери Семенова и Тихонова — Ольга Юлиановна и Анна Вячеславовна?
На торжество пригласили и совсем молодых людей. Это те, кому, вероятно, только предстоит идти в разведку. Быть может, и десятилетиями трудиться в «особых» (нелегальных) условиях. Пусть напутствием им станут слова, выбитые на гранитном пьедестале, — «Надо просто помнить долг от первых мгновений до последнего».
Как родился Штирлиц
Посмотрев фильм «Семнадцать мгновений весны», генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев распорядился разыскать разведчика и вручить ему Звезду Героя Советского Союза. Его было начали искать и не нашли. Да и не могли найти: Штирлица как такового не было. Как не было и разведчика Юлиана Семенова, хотя в юности мечтал им стать.
Фото: РИА Новости
В канун 100-летия отечественной нелегальной разведки хочется сказать, что Юлиан Семенов выбрал своим главным героем Штирлица не случайно: с одной стороны тут бы интерес к истории, с другой — к разведке. Его дочь Ольга Юлиановна рассказывает, что когда отец задумал первую книгу из цикла политических хроник о Штирлице, он больше всего думал о том, как организовать исторический материал. Считал, что сделать это можно, лишь пропустив события сквозь героя, сплавив воедино категорию интереса и политического анализа, исторической структуры и судьбы человека, оказавшегося в яростной круговерти громадных событий прожитого нами пятидесятилетия. История нашей Родины такова, что человек, родившийся вместе с ХХ веком, должен был пройти через события революции, Гражданской войны, испанской трагедии, Великой Отечественной войны. Как быстротечен — с точки зрения исторической ретроспективы — этот пятидесятилетний миг и как он насыщен событиями, поразительными по своему значению. «Кирпичи» фактов истории обязаны быть накрепко смонтированы сюжетом, который не только развитие характеров, но — обязательно — интерес, заключенный в личности, которая пронизывает все повествование.
Такой личностью оказался Максим Исаев, он же Всеволод Владимиров, он же Макс Штирлиц…
У Семенова образ Штирлица созрел внезапно. Все началось с маленькой записочки Постышева Блюхеру, которую писатель-историк нашел в начале 1960-х годов в хабаровском архиве. Постышев писал, что переправил во Владивосток «чудесного молодого товарища». Об этом молодом человеке, работавшем журналистом в белогвардейской прессе, говорил Семенову вполне реальный и только недавно раскрытый разведчик Роман Ким (кстати, в прообразы Штрилица-Исаева записывают и его). А когда белые были изгнаны, этот молодой человек появился в форме ВЧК вместе с И. Уборевичем.
На основании этих фактов и написан первый роман о Штирлице «Пароль не нужен». Вот что писал об этом сам Юлиан Семенов: «Увы, у нас еще бытует слащаво-мещанское представление о работе разведчика. Иногда наталкиваешься на пожелание: «Вы ведь пишите детектив, придумайте какие-нибудь лихие повороты! Ваш разведчик бездействует, не проявляет себя». По-моему, такое мнение рождено детской привязанностью к «Трем мушкетерам» с одной стороны и презрением к литературным поделкам о манекенах с «седыми висками и усталыми, добрыми глазами» — с другой. Пожалуй, нет спора, что важнее: похитить — с многими эффектными приключениями, погонями, перестрелками и таинственными перевоплощениями — «ключи от сейфа» — или же, находясь в стане врага, внешне ничем себя не выделяя и никак «героично» не проявляя, дать серьезную оценку положения, высказать свои предположения о настоящем и будущем…
Максим Максимович Исаев, работая во Владивостоке в стане оккупантов, должен был «пропустить» через себя, понять и выверить информацию, которую он ежедневно получал как газетчик, легально, не прибегая к «бондовским» сверхэффектным трюкам. При этом следует учесть, что контрразведка белых во главе с опытным офицером охранки Гиацинтовым сугубо внимательно относилась к газетчикам, имевшим широкий круг знакомств среди самых разных слоев общества. Только благодаря тому, что друзьями Исаева были настоящие люди, предпочитавшие смерть предательству, он смог выиграть поединок с начальником белой контрразведки. Солдатам ставят памятники, об их подвиге пишут, подвиг же разведчика молчалив и безвестен, и чем более он неприметен, тем он весомей».
А произведение «Семнадцать мгновений весны» родилось после того, как Семенов нашел в переписке Сталина с Рузвельтом и Черчиллем его утверждение, что советскому руководству известно о сепаратных переговорах Гиммлера — Даллеса. Сталин написал, что узнал это от своих информаторов… «Это очень честные и скромные люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и не имеют намерения оскорбить кого-либо. Эти люди многократно проверены нами на деле».
Юлиан Семенов посвятил Штирлицу 13 романов и одну повесть. Это не плодовитость, а гигантская работа, всеядность отца-основателя нового жанра — документального детектива. И пусть у Штирлица военной поры совсем не было и не могло быть прототипа. Ведь у советской разведки в гестапо был всего лишь один разведчик — наш многолетний агент Вилли Леман. В разгар войны он был разоблачен и убит. Но образ Штирлица выписан настолько правдиво, что многие считают его абсолютно реальным. Некоторые разведчики-нелегалы признавались, что пришли в разведку, посмотрев «Семнадцать мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли.