Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

Российские потребители переходят с рома, виски и текилы на отечественную водку

26.07.2022

Сейчас стремительно растет популярность игристых вин и слабоалкогольных коктейлей. / Фото: Владимир Аносов

Российские производители алкоголя стараются заместить ушедшие бренды. В первом полугодии производство российского алкоголя выросло на 8,9%, рассказали «Российской газете» в Росалкогольрегулировании. Так, растут продажи водки, которую можно добавлять в коктейли вместо рома, виски и текилы — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

По данным Росалкогольрегулирования, в первом полугодии 2022 года производство алкогольной продукции увеличилось до 83,8 млн декалитров (дал) — с почти 77 млн дал в первом полугодии прошлого года. При том что продажи в рознице приросли на 3,7%.Из-за «вымывания» импортных спиртных напитков из магазинов растет спрос на отечественный алкоголь

Производство водки увеличилось на 9%. Существенный рост производства показывают дистилляты (сырье для крепких напитков): производство коньячных выросло в 2,5 раза. Ликеро-водочных изделий свыше 25 градусов было произведено на четверть больше, чем год назад. Слабоалкогольной продукции изготовили в полтора раза (54,3%) больше, а ее продажи выросли на 77%. Производство шампанского выросло на 30,3%, а продажи — только на 6%. Выпуск винодельческой продукции в целом снизился на 2,6%, а ее продажи на 7,8% — прежде всего за счет снижения производства и продаж винных напитков (более чем в два раза). Еще в 2020 году в России по сути запретили использовать для производства иностранные виноматериалы.

Такие результаты в полной мере отражают ситуацию, как отрасль отреагировала на снижение поставок импортной продукции, считают в Росалкогольрегулировании. Так, дистилляты являются сырьем для производства коньяков, рома, виски и т.д. А как известно, несколько иностранных брендов покинули российский рынок — Diageo (производит виски Johnnie Walker и White Horse, ром Captain Morgan), Brown-Forman (виски Jack Daniel s), Maxxium Russia (бурбон Jim Beam, виски Macallan и The Famous Grouse, а также текила Sauza). «Сейчас происходит постепенное «вымывание» импортной продукции из розничного звена. На фоне сохраняющегося спроса это приводит к росту продаж отечественной продукции», — поясняют в Росалкогольрегулировании.

Кроме того, там считают, что росту производства и продаж способствовала продолжающаяся легализация рынка. «Это стало возможной благодаря эффективной работе Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) и ликвидации незаконных производственных и складских площадок», — считают в ведомстве.

«Не было еще случая, чтобы потребитель, не найдя в магазине нужный алкоголь, бросил пить и записался бы на курсы игры в шахматы», — оценивает риски дефицита импортной продукции директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Отсюда и смещение спроса в сторону российского алкоголя.

Сейчас водку стали использовать в коктейлях вместо виски, рома и текилы: импорт упал, а водка — самый доступный «градус», говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его оценкам, по итогам года импорт текилы, джина, рома, виски снизится на 75%, вина — на 40%. Дробиз считает, что на этом фоне вырастет присутствие на рынке фальсификата, ведь при всем стремлении наших предприятий увеличить производство своего винограда для изготовления вина и коньяка не хватает.

Сейчас также во всем мире набирает обороты мода на слабоалкогольные коктейли и игристые вина. Так, в Италии фиксируют в этом году рост экспорта проссеко на 40%, говорит Шапкин. В России тоже наблюдается рост популярности этого алкоголя, что и подтверждают данные Росалкогольрегулирования.

Татьяна Карабут