Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

Как 21-летняя беженка из украинского села воспитывает ребенка в одиночку в Белгороде — корреспондент «РГ» рассказывает историю Олеси

27.07.2022

В Белгородский роддом из родного украинского села Олесю привезли военные. / фото из личного архива Олеси

По данным Высшей школы экономики, количество мам-одиночек в нашей стране увеличилось и за последние 25 лет достигло своего максимума — 10 процентов от общего числа пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Где найти силы растить ребенка, если ты одна, без помощников и крыши над головой? Корреспондент «РГ» попыталась найти ответы на эти вопросы.

Сегодня статус одинокого родителя выглядит достойно и даже романтично. Одинокие мамы и папы красиво называют себя музыкальным термином «соло». Правда, проблемы у соло-мам остаются прежние. По данным Института уполномоченного по правам ребенка, обращения от матерей-одиночек входят в топ жалоб. Несмотря на приятие общества и романтичный флер одиночества, одинокие мамы по-прежнему плачут в подушку. И есть от чего.

Олеся с трехмесячной дочкой живет в гостиничном номере в Белгороде. Она — беженка и, по нынешним меркам, очень молодая мама. Ей всего 21. Голос у Олеси стальной. Лишних слов не говорит, на вопросы отвечает сухо. Неловко задаю вопрос — «а что с отцом ребенка?». Она говорит, что не хочет иметь с ним ничего общего. Безответственный, инфант, не умеющий жить по-взрослому. «Я категорически против абортов, — жестко говорит Олеся. — Я здоровая, молодая девушка. Понимала, что справлюсь».

А трудностей у Олеси полно. В Белгородский роддом из родного украинского села ее привезли солдаты. За пару часов Олеся осталась без дома и связи с родными. Это сейчас, пока малышка не окрепла, Олеся благодаря заботам детского омбудсмена живет в гостинице. Что дальше — она не знает. Оптимистично надеется встать на очередь в сад, снять квартиру и выйти на работу. Спрашиваю, где находит силы верить в себя?

— В дочери, — ласково отзывается она. — Она моя отрада, даже когда руки опускаются, ничего не хочется, она начинает что-то ворнякать (гулить. — Прим. авт.), улыбаться, и я понимаю, что пройду через все трудности.

До рождения дочери главной поддержкой одинокой беременной была семья. Папа и брат. Мама умерла три года назад. Оправившись после родов, Олеся сильно запереживала, что папа и брат не выходят на связь. Да тут еще знакомые написали, что в селе были обстрелы, чуть ли не у Олесиного дома. Мир почти рухнул. — Пару дней после успокоительных уколов я ходила овощем, — неохотно вспоминает она, — пока мне не написал брат, что он с семьей в Белгороде, и папа тоже жив и здоров.

Олеся говорит, что у нее самый лучший папа на свете. Он воспитывал Олесю с года и смог стать ближе родного.

— Папа всегда поддерживает меня, — говорит Олеся. — Когда я сказала ему про беременность, он задумался — ты хорошо все взвесишь и скажешь ответ. Но я уже все решила и сказала, что других решений нет. Папа сказал: «Я на твоей стороне». Сейчас мы с ним постоянно созваниваемся, он рад, что у него растет красавица-внучка, и старается поддержать нас добрыми словами. Этим и живу.

Спрашиваю, что еще помогает ей находить в себе силы и каждый день улыбаться дочке, не задумываясь о своей судьбе, не думать о том, что пока она соло-мама? Что может поднять настроение? Кино? Книги? Музыка?

— Любимые советские фильмы, — весело отвечает Олеся. — «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Служебный роман». Меня приучила к ним мама.Компетентно

Галина Пятых, уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области:

— С начала военной операции в областном перинатальном центре родилось 35 малышей, их мамы — гражданки Украины, есть мамочки и из ДНР. Сегодня у нас находится еще 15 беременных, но это такая изменяемая цифра, потому что часть из них переедет в другие регионы, а кто-то осядет у нас в области. Мамы с младенцами в основном живут самостоятельно, некоторые уезжают на Украину (было два таких факта), 5 мам живут в ПВР Белгородской области. Время пребывания их в ПВР Белгородской области зависит от того, как себя будет чувствовать ребенок, когда он окрепнет для того, чтобы мама с ребенком могла переехать в другой регион, либо от их желания пребывания там (некоторые семьи, имея желание остаться в области, начинают вести самостоятельно хозяйство, дом, находят работу). Если мама получила статус беженца или вид на жительство, она может получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Татьяна Владыкина