Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

На Дону выставлены на продажу три крупных автопредприятия

24.08.2022

Фото: mirtesen

В Ростовской области собственник трех пассажирских автопредприятий, работающих много лет, выставил их на продажу в связи со сложным экономическим положением — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

«Аксай-Авто», «Дон-Авто» и АТП «Донское» на сервисе объявлений предлагают купить за 250 миллионов рублей. Всего в компании трудятся 250 человек. Она обслуживает 32 маршрута, в том числе в аэропорт Платов. Автопарк состоит из 84 автобусов общей стоимостью 180 миллионов рублей. У компании есть производственная база и автовокзал.

Новость о продаже трех крепких АТП была для многих шокирующей и в то же время в какой-то степени ожидаемой. Перевозчики давно сетуют на проблемы, возникшие в связи с монетизацией проезда льготников, закон о которой принят в регионе в феврале этого года. С тех пор пассажиры льготных категорий могут получить на руки одну тысячу рублей для оплаты проезда. Но многие решили

сэкономить и стали реже ездить на общественном транспорте. Из-за этого особенно пострадали предприятия, обслуживающие дальние маршруты, прежде всего сельские.

Так, выставленные на продажу АТП работают в основном в Аксайском и Багаевском районе. Кроме того, немало автобусов компании возят людей по 12 «садовым» маршрутам, которые раньше дотировались из регионального бюджета. Но с принятием закона о монетизации проезда дотации прекратились.

— В других регионах выпадающие доходы пассажирских перевозчиков все-таки дотируются или льготники в полном объеме оплачивают проезд. У нас же им стали давать тысячу рублей в месяц и все. Многие перестали ездить, как раньше, потому что дорого. Например, поездка к садовым участкам стоит примерно 130 рублей в одну сторону. Некоторым приходится заплатить еще и за то, чтобы добраться до остановки, от которой отходит этот автобус. Вот дачники и сидят теперь по домам или добираются на перекладных, — объяснили в аксайском АТП.

На некоторых маршрутах пассажиропоток значительно уменьшился, например, в Аксайский, Кагальницкий, Азовский и Мясниковский район.

— Совсем не отправлять туда автобусы мы не можем. Это нарушение договора с правительством области. Пришлось изменить расписание движения и выпускать на линию меньше транспорта. Для примера, по 139-му маршруту раньше пассажиров перевозили ежедневно, было два рейса, теперь только трижды в неделю, — сетуют в компании.

Как рассказал ее владелец Олег Денисов, на продажу АТП подтолкнули финансовые проблемы.

— Два года подряд находимся в тяжелой экономической ситуации, устали уже от стресса. Вот и решили на семейном совете продать бизнес, — объяснил он корреспонденту «РГ».

По словам Денисова, на кредиты и лизинговые платежи средств не хватает.

— В сентябре надо отдать семь миллионов рублей. Ситуация такая, что мы буквально выживаем. Но так не должно быть. Средства нужно вкладывать и в развитие, нельзя технику убивать. Коллектив сокращать не хочется. Если найдется покупатель с деньгами, он сможет инвестировать средства в предприятия и сохранить штат. Думаю, пережить нужно около полугода, а потом ситуация выровняется, — рассуждает собственник предприятий.

Кроме монетизации проезда льготников, по финансовому состоянию АТП сильно ударило закрытие аэропорта Платов, куда компания возила пассажиров, а также антироссийские санкции, из-за которых подорожали запчасти.

Автобусы, ездившие в аэропорт, простаивают уже около пяти месяцев, и когда начнут снова работать, не ясно. Чтобы обслуживать это направление, предприятие приобрело в лизинг восемь новых машин, которые теперь не окупаются.

Нет возможности закупить качественные запчасти и моторное масло, цена на них выросла от двух до десяти раз. Проблематично провести нормальное техническое обслуживание.

— Если до санкций бочка моторного масла стоила от 26 тысяч рублей, сейчас от ста до ста пятидесяти тысяч. Доллар упал, но цены не снизились до прежнего уровня.

По информации собственника, к предприятиям приглядываются три серьезных инвестора. Но еще остается шанс, что продажа может быть отменена.

— Я не хочу продавать бизнес, занимался этим делом почти всю жизнь. Начинал с одного автобуса. Надеемся, что в правительстве региона все-таки решат вопрос с компенсацией выпадающих доходов перевозчикам.

По словам Денисова, почти все его коллеги в связи с законом о монетизации льгот испытывают сложности. Власти, оценив ситуацию, обещали найти возможность помочь АТП.

Ларина Алена