Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

Мировые цены на продовольствие достигли дна. Что будет дальше и какие факторы повлияют на стоимость продуктов

10.10.2022

фото:REUTERS

Мировые цены на продовольствие падают шестой месяц подряд. В сентябре они снизились на 1,1%, сообщили в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Но теперь снижение снова сменилось ростом, динамика которого в том числе будет зависеть от того, сохранится ли зерновая сделка по вывозу украинского зерна — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Снижение цен на базовое продовольствие в сентябре произошло в первую очередь за счет резкого падения стоимости растительных масел, тогда как цены на зерно выросли. Сейчас мировые цены на базовое продовольствие на 5,5% выше, чем в том же периоде прошлого года, следует из данных ФАО.

Многие страны не хотят или не могут себе позволить покупать продовольствие по высоким ценам

Цены на зерно в сентябре в целом выросли на 1,5%. Сейчас они на 11,2% выше, чем год назад. Пшеница выросла в цене на 2,2%. Сказалась нарастающая неопределенность относительно зерновой сделки, которая была заключена в Стамбуле в июле этого года, и подразумевает вывоз украинского зерна и беспрепятственный экспорт российского продовольствия и минудобрений. Также толкали цены вверх неблагоприятные погодные условия в Аргентине и США и динамика экспорта со стороны ЕС в сочетании с ростом закупок этими странами пшеницы на мировых рынках в связи с напряженностью с поставками кукурузы.

Цены на растительные масла упали за месяц сразу на 6,6%. В сентябре мировые цены на пальмовое масло продолжали снижаться шестой месяц подряд — сохранились значительные запасы плюс наблюдается сезонный рост производства в Юго-Восточной Азии. Стоимость подсолнечного масла рухнула до самого низкого за последние 14 месяцев уровня в результате увеличения экспортного предложения со стороны стран Черноморского региона при вялом импортном спросе. Снижение цен на рапсовое масло объясняется прогнозируемым увеличением производства в мире в сезоне 2022-2023 годов. Немного снизились разве что цены на соевое масло — на рынок поступил приличный объем со стороны Аргентины. При этом падение цен на сырую нефть также способствовало снижению мировых цен на все растительные масла.

Цены на молочную продукцию снизились на 0,6%. Но пока они на 20,7% выше, чем год назад. В этот раз повлияло ослабление евро относительно доллара, поскольку цены на молочную продукцию номинируются в долларах. Кроме того, падению мировых цен на молочную продукцию способствовала ограниченность спроса на фоне мрачных перспектив развития экономики, ограниченных возможностей производства молока, высокой стоимости энергоресурсов и дефицита рабочей силы.

Мясо подешевело на 0,5%, но пока все еще дороже на 7,7%, чем год назад. Из-за валютных курсов снизились цены на баранину. Цены на говядину находились под влиянием большого предложения из Бразилии — отсюда снижение стоимости. Цены на мясо птицы незначительно упали в условиях вялого импорта в мире, даже несмотря на ограниченность предложения со стороны некоторых крупных стран-экспортеров в связи со вспышками птичьего гриппа. Мировые цены на свинину, напротив, продолжили рост из-за дефицита предложения со стороны ЕС.

Стоимость сахара снизилась на 0,7%. Сейчас цены на сахар находятся на минимальных отметках с июля 2021 года. В сентябре снижение было в основном связано с благоприятными видами на урожай в Бразилии (крупнейший экспортер сахара). Кроме того, сказалось ослабление бразильского реала к доллару.

Данные ФАО немного запаздывают — цены на базовое продовольствие достигли дна примерно две-три недели назад и, скорее, уже развернулись в сторону повышения, говорит Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.

Он напоминает, что своего пика мировые цены достигли в марте этого года. Но в отличие от всех предыдущих скачков (начиная с 2008 года), в этот раз причины такого бурного роста носили прежде всего геополитический и макроэкономический характер. Последний скачок почти не был связан с состоянием самого товарного рынка — физически продовольствия в мире достаточно, подчеркивает эксперт. Но зато наблюдается разрыв логистических цепочек, начавшийся еще в пандемию, усугубившийся затем с украинским кризисом. В числе причин также — накачка наличностью развитых экономик, что разгоняло продовольственную инфляцию. Серьезно вырос спрос и со стороны такого глобального покупателя как Китай, что тоже подстегивало цены. А засухи, наводнения и другие природные катаклизмы в этом кризисе сыграли меньшую роль, считает Рылько.

Падение цен после таких скачков обычно лавинообразное, что мы наблюдали и в этот раз, отмечает эксперт. Сыграл свою роль платежеспособный спрос со стороны ряда стран. Многие не хотят или не могут себе позволить покупать продовольствие по таким высоким ценам, поэтому сейчас наблюдается недоэкспортирование по всем ключевым зерновым товарам. Что увеличивает предложение и, значит, давит на цены. Усугубил падение тот факт, что Китай стал покупать продовольствия меньше, чем все ожидали. В стране происходит серьезное замедление экономики на фоне пандемии. Внесла свой вклад в падение цен и зерновая сделка, заключенная в Стамбуле в июле этого года.

«Нельзя рассматривать открытие украинского коридора только как открытие экспорта украинского зерна. Да, объемы украинского зерна не такие большие, чтобы влиять на мировой рынок. Но покупатели, как правило, рассматривают Причерноморский регион как единое целое: если нельзя покупать на Украине, тормозится торговля и у России; открыли коридор — торговля с Россией тоже понемногу стала восстанавливаться. А совокупно у Украины и России уже существенная доля от общемирового экспорта зерна», — поясняет Рылько. Он также обращает внимание на то, что без российского и украинского зерна на рынке в этом сезоне у оставшихся основных стран-экспортеров рекордно низкое отношение запасов к потреблению пшеницы.

Сейчас все эти причины падения уже отыграны, и теперь цены на базовое продовольствие будут расти, считает Рылько. Кроме того, отыгран и сезонный фактор — урожай в Северном полушарии практически убран. Но насколько существенным будет этот рост, зависит от сочетания товарных и геополитических факторов. Так, многое будет зависеть от конечных оценок урожая в Аргентине и Австралии. Далее, если будет закрыт украинский коридор, цены на то же зерно наверняка отреагируют сильным ростом. Но Дмитрий Рылько опасается, что закрытие коридора может привести и к сужению окна возможностей для экспорта нашего продовольствия. В этом случае выигрыш от роста цен может оказаться для нас сомнительным.

Татьяна Карабут