Категории Актуальные вопросыГлавная темаНовостиРоссийская газета

В Краснодаре фестиваль «Вечевой колокол» показал обнаженную правду Донбасса

14.11.2022

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Почти 200 работ было представлено в конкурсной программе Международнго фестиваля православных фильмов «Вечевой колокол». Победителями стали ленты, посвященные событиям на российском Донбассе и юго-востоке Украины- пишет наш информационный партнёр «Российская газета».Кадр из фильма Валерия Тимощенко "Донбасс. Резервный полк". / Валерий Тимощенко

Кадр из фильма Валерия Тимощенко «Донбасс. Резервный полк». / Валерий Тимощенко

Сегодня они у всех на слуху, поэтому так ценно стремление авторов осмыслить происходящее. Как это сделала московский режиссер Анастасия Екимова в своем фильме «Война и мир отца Зосимы». Он — о духовных причинах трагедии современного Донбасса, корнями уходящих в далекое прошлое. В постсоветское время о них громко, не страшась, говорил лишь один человек на Украине — донецкий схиархимандрит Зосима (Сокур). Он предсказывал войну на Украине и призывал сохранять церковное единство. Смысл его предсказаний мы поняли лишь сегодня, спустя 20 лет после кончины почитаемого во всем православном мире старца. В одной из бесед незадолго до смерти о. Зосима говорил: «Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, — а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины крещены. Днепр святой — для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой — это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем- москали, хохлы и прочие народы — когда мы все единая Русь».

Потрясающая по силе эмоционального воздействия картина.

Народным называет свой фильм «Донбасс. Резервный полк» и режиссер Валерий Тимощенко (Краснодарская киностудия им. Н. Минервина). А по мнению зрителей, его работа — настоящий гражданский подвиг. С 2014 года у него было 16 командировок на войну, которые он выписывал себе сам. О Донбассе это уже третий его фильм. Снимать помогали друзья-ополченцы, которых выпускник ВГИКа, один из самых известных российских документалистов, обучил обращаться с камерой.

— Все они — близкие мне люди, иногда кажется, что лучшие на свете, мы уже навсегда семьями дружим, — признается режиссер. — Они приняли меня и доверились. Почти все пострадали: сами или их семьи. И чем дальше, тем они становились все более реальными. И полноценными соавторами. Он раздарил шесть камер бойцам, чтобы они фиксировали на них свою окопную жизнь. Фамилии народных операторов указаны в титрах. Кто еще так достоверно способен снять бой, как не его участники? Сами они воспринимают полученное задание как некую миссию: чтобы те, кто пойдет следом, не повторяли ошибок. Так считает и Тимощенко.

— В моей жизни, поверьте, не было более мощного материала, такого сосредоточения подлинных трагических человеческих историй, — говорит он. — Простые русские парни внутри войны, сумевшие остаться человеком в нечеловеческих условиях. Для каждого из них неотвратимой ясностью стало понимание, что, если противник войдет в Луганск, они в живых точно не останутся. Иного выбора не было — только вперед.

24 февраля, когда началась СВО, он снова поехал на Донбасс.

— Я сразу начал искать своих героев, — продолжает Тимощенко. — Этот фильм посвящен их судьбам. Он о том, как резервный полк, сформированный из испуганной толпы, стал одним из самых боеспособных подразделений, которое воюет сейчас вместе с бойцами профессиональной армии.

Резервисты 208 полка освобождали Лисичанск, Северодонецк, Рубежное. Полностью освободили ЛНР и последними выходили из Красного Лимана в ДНР. А сейчас, говорят, вместе с кубанскими казакам из подразделения «Барс» продолжают держать оборону где-то в окрестностях Красного Лимана.

Кто еще так достоверно способен снять бой, как не его участники?

В фильме Тимощенко кадры современных боев сменяются хрониками 40-х годов. Звучит голос Левитана: «Говорит Москва. Войска Южного и Юго-Западного фронтов в результате умелого маневра и стремительного наступления одержали крупную победу в Донецком бассейне над немецкими захватчиками…» Звонит колокол. Солдат Великой Отечественной играет в землянке на баяне, а в кадре проходят фотографии бойцов войны минувшей и нынешней.

Премьера фильма «Донбасс.

Резервный полк» прошла в Краснодаре при полном аншлаге.

— Комок в горле до сих пор стоит, — признается журналистка Елена Гладышева. — Мой отец, Леонид Николаевич Ефимов, за форсирование Днепра получил звание Героя Советского Союза. Он был командиром взвода, получил тяжелое ранение, чудом выжил, а все его ребята погибли. Там действительно вся земля русской кровью полита. Разве можно забыть об этом?

Открытие международного фестиваля православных фильмов «Вечевой колокол»

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Татьяна Павловская (Краснодарский край)