Категории Актуальные вопросыГлавная темаНовостиРоссийская газета

Эксперты рассказали, что будет с мировыми ценами на нефть в 2023 году

03.01.2023

Едва только страны-импортеры нефти расслабились, понадеявшись на снижение котировок барреля из-за мировой рецессии, как в декабре спрос на сырье стал расти у главного его потребителя — Китая. В Поднебесной стали отказываться от политики нулевой терпимости к COVID-19 и отменять один за другим местные локдауны в разных регионах страны — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Нельзя сказать, что это заставило нефтяные цены сразу вырасти, процесс не быстрый, но сами новости об отмене ковидных ограничений оказали котировкам изрядную поддержку. В результате в конце декабря цены на нефть эталонной марки Brent уверенно закрепились выше 80 долларов за баррель. А страны-импортеры вошли в 2023 год с деформированным мировым рынком нефти из-за санкций и введения потолка цен на нефть из России, а также разрушенной системой торговли сырьем.

Надежды на сильное снижение котировок в 2023 году стали достаточно зыбкими. По мнению портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина, цены выше 80 долларов за баррель сохранятся. Факторы роста спроса на нефть — это отказ от жестких ковидных ограничений и экономические стимулы в Китае, начало пополнения стратегических резервов нефти США (в 2022 году США продавали нефть из резерва), а также то, что ОПЕК продолжит эффективно балансировать рынок, не допуская снижения котировок. Не стоит забывать и о рисках, связанных с российской нефтью — если в силу различных причин наш экспорт сократится, это дополнительно повлияет на мировые цены в сторону повышения, отмечает эксперт.

С этим согласен старший партнер, директор по стратегическому развитию Группы «Деловой профиль» Армен Даниелян, который уточнил, что цена на нефть марки Brent в диапазоне 80-100 долларов за баррель выглядит весьма комфортной и для производителей, и для продавцов. Но антироссийские санкции, включающее нефтяное эмбарго и потолок цен будут оказывать весьма существенное влияние на диапазон колебаний, особенно в первой половине года. Зимой вероятно снижение котировок, но ближе к лету цены будут колебаться около уровня 100 долларов.

Значительному росту цен будут мешать отложенные последствия энергетического кризиса в Европе, которые до сих пор удавалось смягчить за счет финансовых вливаний. При этом непредсказуемость влияния антироссийских санкций заставляет многих участников рынка учитывать возможность развития стрессового сценария, когда цены на нефть могут двинуться на уровень 200 долларов за баррель, отмечает эксперт.

Цена российской нефти — это отдельный разговор. Добыча и экспорт нефти главный источник поступлений денег в бюджет страны. В ситуации, когда нам приходится перенаправлять потоки нефтяного экспорта, выстраивать новую логистику и систему торговли, вполне возможно снижение объемов производства. Кроме того, в этом году налоговая нагрузка на нефтяную отрасль выросла. Поэтому России выгодны высокие котировки.

Ранее скидка цены нашей нефти Urals к цене Brent составляла 1-3 доллара, причем иногда российская марка стоила даже дороже североморского эталона. После февраля 2022 года дисконт Urals к Brent увеличился, в среднем больше всего в апреле почти до 34 долларов за баррель, после чего к ноябрю снизился до 20 долларов. Но после введения эмбарго ЕС и потолка цен на российскую нефть 5 декабря размер скидки на нее опять вырос до 32 долларов.

Скрябин считает, что по мере адаптации участников рынка к новым правилам игры (эмбарго и потолок цены), скидка будет сокращаться, как мы уже видели в текущем году. Но если последуют изменения — ужесточения в потолке цены в сторону его существенного снижения или угрозы более жестких санкций для компаний, нарушающих условия потолка — это может привести к временному увеличению скидки.

Как отмечает Даниелян, существующий дисконт в большей степени объясняется дальностью транспортировки (количество тонно-километров повысилось в среднем на 30%). Однако после введения «потолка цен» владельцы танкеров, перевозящих российскую нефть, при расчете тарифов стали закладывать «премию за риск», повышающую стоимость морской перевозки на 20-25%. С течением времени ситуация с танкерными перевозками будет более определенной, и рисковая надбавка сама собой исчезнет.

Сергей Тихонов