Категории Будем помнить!

22 января — 80 годовщина освобождения Сальска и Сальского района от фашистских захватчиков

22.01.2023

Сальским горрайвоенкоматом, начиная с 23 июня 1941 года, были призваны в РККА 16.750 жителей Сальского района . Из них не вернулись с полей сражений 7.584, в том числе: пали смертью храбрых на фронтах войны — 3.319, умерли от ран в военных госпиталях — 324, пропали без вести — 3.941, общие потери сальчан за все 1.418 суток Великой Отечественной войны, считая и не вернувшихся с фронта, и не переживших 175 суток гитлеровской оккупации Сальского района, составляют 9.518 человек. За доблесть и героизм удостоены правительственных наград 7.200 сальчан. Восемь человек стали Героями Советского Союза, трое из них посмертно. Один сальчанин стал участником военного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Девять земляков принимали участие в историческом Параде Победы 24 июня 1945 года.

На территории Сальского района в 1941 году были сформированы:

1. 116-я кавалерийская дивизия, которой 27 августа 1942 года приказом НКО СССР за массовый героизм и стойкость присвоено звание «гвардейской». Полное наименование: 12-я гвардейская Донская казачья Краснознаменная Корсуньская кавалерийская дивизия.

2. Стрелковый полк в составе 339-й Ростовской стрелковой дивизии. Полное наименование: 1135-й ордена Суворова III степени Сальский стрелковый полк.

31 июля 1942 года в город Сальск ворвались немецко-фашистские войска. Для организации диверсионно-подпольной деятельности в городе остались первый секретарь Сальского райкома ВКП (б) Топилин Петр Иванович и несколько офицеров НКВД. Для выявления и пресечения действий подпольщиков наряду с немецкой полевой жандармерией в Сальске было развернуто и подразделение IV-го Управления имперской безопасности (гестапо). По доносу провокатора руководство сальской подпольной организации и абсолютное большинство членов боевых групп были схвачены гестаповцами и в ноябре 1942 года расстреляны. На территории Сальского кирпичного завода в погашенных печах для обжига кирпича и в цехах гитлеровцы создали концентрационный лагерь, в котором содержалось до 1.000 военнопленных. Все они были уничтожены в январе 1943 года перед бегством захватчиков из города. В образовавшихся карьерах кирпичного завода фашисты в течении всего периода осуществляли массовые казни советских людей (евреев, цыган, партийных и советских активистов, заложников). В братской могиле погребены останки 3.215 мирных жителей и узников концентрационного лагеря.

22 января 1943 года в ходе Ростовской наступательной операции Сальский район был полностью освобожден от гитлеровцев войсками 28-ой Армии Южного (б. Сталинградского) фронта.

фото Александра Тихонова

После изгнания оккупантов в Сальском районе была создана комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, которая установила, что за период оккупации было взорвано и сожжено 428 административных и общественных зданий и сооружений (не считая частного сектора), в том числе: школы, больничный городок, электростанция, библиотека, здание вокзала, железнодорожный клуб, стадион. Полностью разрушены и разгромлены все предприятия города: комбикормовый завод, элеватор, типография, кирпично-черепичный завод, мебельный комбинат, хлопкозаготовительный пункт. Цветущие и зажиточные села и хутора Сальского района были разграблены и превращены в развалины. Материальный ущерб городу и району за период оккупации составил 317 миллионов 204 тысячи рублей.

В 1944 году Государственный комитет обороны СССР наградил Сальский район переходящим Красным Знаменем «За хлеб, сданный в фонд Красной Армии в годы Великой Отечественной войны». Это знамя в настоящий момент хранится в Ростовском областном музее краеведения.

Текст:

http://salsk.org/index.php?option=com_content&view=article&id=2247:istoricheskaya-spravka&catid=59

Как был освобождён город Сальск

Иосиф Милькин.   https://www.proza.ru/2007/11/28/264

«Войскам под командованием генерала Петрова предстояло освободить от фашистов город Сальск. К этому городу вели только два пути: железная дорога и рядом, параллельно с ней, шоссе. Со всех других сторон город окружали пески, считавшиеся непроходимыми: никаких дорог в этих песках не было.
Естественно, что фашисты, ожидая наступления наших войск вдоль дорог, подступы к городу по этим направлениям сильно укрепили, создав мощную инженерную оборону. Прорыв штурмом такой обороны противника неизбежно вызвал бы большие потери в живой силе и технике. Поэтому генерал не давал команды на штурм, а искал другие пути к освобождению города.


Однажды, во время рекогносцировочной поездки на дальних подступах к городу, генерал встретил дивизион «катюш». Увидев генерала, командир дивизиона остановил свою команду, подошёл к генералу и представился.
Генерал с минуту помолчал, а потом спросил, полный ли комплект мин в дивизионе, есть ли для машин цепи «авероль» (небольшие гусеницы, надеваемые на задние колёса автомашин для лучшей проходимости по бездорожью) и каков запас бензина.


Командир дивизиона доложил, что мин в дивизионе полный комплект, цепи «авероль» есть, а бензина хватит на несколько дней движения.
Генерал ещё пару минут помолчал, а потом говорит:
— Давай свою карту! — Командир дивизиона подал карту.
— Видишь? — генерал показал на карте точку, — мы находимся здесь. А вот город Сальск. Поезжай песками и подойди к городу вот с этой стороны, — и он показал на карте сторону, с которой дивизиону надлежит подойти к городу. — это как раз напротив того места, где мы стоим. Подойди как можно ближе, разверни дивизион в боевой порядок и дай сразу полный залп из всех установок. После залпа можешь следовать по ранее полученному назначению. Передай личному составу, что я всех награждаю орденами Отечественной войны 2-й степени. Список личного состава пришли в мой штаб. Там всё оформят официально, представитель штаба приедет в дивизион и вручит ордена.


На указанную генералом позицию дивизион пробивался через пески почти двое суток. Подойдя к городу на нужную дистанцию, дивизион развернулся в боевой порядок и дал полный залп из всех установок.
Замысел генерала полностью оправдался. Фашисты знали, что реактивные установки всегда надёжно прикрыты, сопровождаются большими пехотными силами и обычно после залпа «катюш» в атаку идёт пехота.


Инженерных укреплений с этой стороны города у фашистов не было и, опасаясь попасть в «мешок», они поспешно оставили город.
Таким образом, город был взят без штурма и в войсках генерала Петрова не пострадал ни один человек».