Telegram и «ВКонтакте» стали главными площадками госслужащих России
Присутствие в интернете российских политиков, чиновников и государственных организаций за последние пару лет быстро эволюционировало от публикаций официальных документов и размещения в интернете видеосюжетов из федеральных каналов, до создания популярных пабликов, персональных аккаунтов в социальных сетях, запуска виртуальных спецпроектов и других форм двусторонней коммуникации — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Качественные изменения сопровождались и количественным ростом. По данным АНО «Диалог», совокупная аудитория государственных пабликов к концу 2022 года на площадках ВК и ОК составила более 6,6 млн пользователей.
Российские госорганизации и персоналии в основном представлены в социальных сетях на площадках «ВКонтакте» и Telegram, отчасти ОК. Если социальная активность большинства мировых политиков и государственных ведомств (за исключением Китая) связана с Twitter (заблокирован в РФ) и Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена), то в России такая активность ассоциируется прежде всего с Telegram и «ВКонтакте».
Любопытно, что за созданием этих двух социальных сетей стоит один человек — интернет-предприниматель и визионер Павел Дуров.
Российские федеральные и региональные политики выбрали Telegram в качестве основной социальной платформы и работают максимально плотно именно с ней. Если посмотреть на рейтинги «Медиалогии» по цитируемости Telegram-каналов за 2022 год, то в российский топ-30 стабильно входили Сергей Собянин, Дмитрий Медведев, Рамзан Кадыров, Вячеслав Володин, Алексей Пушков, Роман Старовойт, Сергей Аксенов, Андрей Турчак, Андрей Клишас, Марат Хуснуллин, Дмитрий Рогозин.
Очевидно, что за каждым популярным Telegram-каналом стоит команда, создающая контент, а также модераторы и пиарщики. Однако все эксперты по продвижению в социальных медиа в один голос говорят, что без персональной вовлеченности первого лица, без его личного участия паблик будет неэффективен и вряд ли войдет даже в топ-100.
Российские государственные структуры также активно представлены в Telegram. В числе самых активных и популярных Telegram-каналов государственных организаций и ведомств в 2022 году оказались портал «Госуслуги» со средним показателем просмотров постов в 353,9 тыс., Минобороны (164 тыс.), Банк России (105,4 тыс.) Минцифры (73,6 тыс.), Минтруд (71,2 тыс.), Государственная Дума (64 тыс.), МИД (51,8 тыс.), Правительство России (48,7 тыс.),
Однако, в отличие от политиков, российские органы власти максимально полно представлены именно во «ВКонтакте». В 2020 году команда АНО «Диалог» разработала методику и критерии оценки работы федеральных министерств и ведомств в интернете, которые были согласованы Правительством Российской Федерации. Эксперты анализируют работу 51 федерального органа исполнительной власти (ФОИВ) и двух государственных внебюджетных фондов.
В III-IV кварталах 2022 года в топ-10 рейтинга вошли Росмолодежь, Минпросвещения, Роспотребнадзор, Минфин, Минобрнауки, ФТС, Минэкономразвития, Минкультуры, Росстат и Минздрав.
В отличие от политиков, российские органы власти максимально полно представлены именно во «ВКонтакте»
При этом средняя оценка работы федеральных органов власти в интернете составила 58 из максимальных 100 баллов.
Рейтинг достаточно условен, так как учитывает использование максимально широкого перечня форматов контента, в то время как далеко не все из них соответствуют целям и задачам конкретного ведомства, говорит собеседник «РГ» в одном из ФОИВов.
Оценка работы органов власти в интернете проводится по 14 блокам критериев. Среди основных: представленность ФОИВ в социальных медиа, активность аудитории, качество контента, планирование контентной политики и специальные проекты в интернете.
Особое внимание в этом рейтинге уделено работе с комментариями как ключевому инструменту получения обратной связи о работе органов власти от граждан, отмечает заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Полетаева.
Одной из самых ярких фигур в соцсетях в 2022 году стал глава Минцифры Максут Шадаев, который на протяжении нескольких месяцев лично общался в профильных для IT-отрасли сообществах и проводил вебинары, где отвечал на самые острые отраслевые вопросы.
Партнерство и совместная работа также стали актуальным трендом второй половины 2022 года. Так, Росмолодежь совместно с Минцифры запустили сервис «Навигатор возможностей» для молодежи на Госуслугах. С проектом за три месяца уже познакомились более 1,9 млн человек.
Еще один пример удачного партнерства — проект «Путь в IT.Спринт» Минобрнауки и GeekBrains. Это бесплатный образовательный интенсив, который призван помочь студентам нетехнических специальностей познакомиться со сферой IT и освоить начальные IT-навыки. Охват информационной кампании по продвижению проекта составил более 4 млн интернет-пользователей.