Быть рядом и чуть впереди
Ее первый рабочий день в школе завершился в кабинете директора, куда раздосадованная молодая учительница принесла… заявление об увольнении
Еще бы, этот день Виктория Самойленко представляла совершенно иначе: она будет так же строга, элегантна и сдержанна, как ее школьный классный руководитель Наталья Михайловна Лешкевич:
– Это очень миниатюрная женщина, но одним лишь взглядом она могла осадить любого двухметрового задиру. Была настолько строга, что мы узнавали о ее приближении по стуку каблуков. И ей ни разу не пришлось повышать голос, строгое молчание решало все проблемы с дисциплиной. Я поняла, что хочу так же.
Но 27 пятиклассников, среди которых мальчиков было ровно в два раза больше, чем девочек – восемнадцать, заставили Викторию Александровну произнести те самые слова, которые иллюстрируют начало ее пути в профессию: «Я всегда говорила, что школа будет последним местом, куда я пойду работать».
– Готовясь к встрече с ними, я до мелочей продумала наш первый классный час, оформила учебный кабинет. Что в итоге? 20 минут безнадежных попыток уговорить ребят успокоиться. Затем я срываюсь на крик, класс успокаивается, а я готова прям в ту же секунду бежать из школы сломя голову.
А ведь в четырнадцать лет она мечтала стать журналистом, обожала уроки литературы, а «правила русского языка запоминались как будто сами собой». С такими данными – дорога на филфак…
– В 16 лет я переехала в Саранск, там окончила школу и поступила на филологический факультет Мордовского государственного университета. За девять лет учебы на филфаке было многое: сначала очарование атмосферой студенческой жизни, затем – разочарование и желание бросить учебу. К счастью, небезразличные преподаватели не позволили это сделать, уговорили. От мечты о журналистике я отказалась ближе к окончанию бакалавриата. В планах была магистратура, поэтому я не очень переживала, куда идти работать после. За год до ее окончания я поняла, что план Б у меня так и не появился и вариантов профессий нет. Я приняла решение вернуться на малую Родину, в Волгодонск.
В 24 года кажется, что есть время и на самореализацию, и на выбор – все успеется. Но предопределило дальнейшую судьбу Виктории то, что она называет «счастливым случаем»:
– Мама подруги детства, моя будущая коллега Анна Юрьевна Бутова, встретив меня однажды и послушав мою историю, с уверенностью заявила, что я создана для школы. Ее покоряющая убежденность в этом в совокупности с моим полнейшим непониманием, куда двигаться дальше, привели к тому, что в последний год магистратуры я получила параллельно дополнительное педагогическое образование. В 2018-м я стала молодым специалистом в коллективе школы №22. Все было так прекрасно, и тут… крик, в первый же день. После классного часа я быстро написала заявление и понесла директору на подпись.
Валентина Леонидовна Краева, которую молодая учительница до сих пор называет «рабочая мама», порвала заявление, беспрекословно велев поработать еще две недели.
– Я была убеждена, что не создана для этой работы. Спустя отведенный срок я пришла вновь. И опять мое заявление не приняли, сказав, что надо поработать ещё месяц. В третий раз я уже не пришла, хотя планировала. Дело в том, что каким-то странным образом Валентине Леонидовне за это время удалось внушить мне, что нужно проработать хотя бы год. А там уже уходить.
Пять лет, которые прошли с того дня, Виктория Самойленко взрослела вместе со ставшими теперь любимыми учениками, сегодня они – девятиклассники. А значит, уже вправе делать выводы:
– Профессиональные навыки – это не «вкладыш к диплому», за них я благодарна своим школьным учителям и университетским преподавателям. От каждого я взяла самое, на мой взгляд, ценное и стала применять в своей работе. Но самому, как мне кажется, важному меня научила Валентина Леонидовна. Она не дала мне все бросить в начале пути. Научила доводить начатое дело до конца, как бы трудно ни было. Спрашивать и советоваться, не боясь, что кто-то осудит или обвинит, пробовать новые методы, когда все традиционное не работает – это те истины, которые я узнала уже в первый год работы. Ее вера в меня, поддержка и защита помогли раскрыться тем качествам, которые, как я теперь уже понимаю, были во мне еще в детстве, когда я во время «продленки» помогала своей первой учительнице Наталье Федоровне Битюцкой, занимаясь с теми, кто плохо понимал учебный материал.
В 2019-м Виктория Самойленко стала победителем в номинации «Педагогический дебют» городского конкурса «Педагог года», а в прошлом году получила звание кандидата педагогических наук.
– Я убеждена, что залог успеха в профессии педагога – учиться учить, – считает она. – В нашей работе просто невозможно применять одни и те же методы и сохранять при этом высокий результат. Подростки очень разные, даже незначительная разница в один год оказывается существенной, когда встает вопрос о том, как преподносить материал. Мне нравится, что дети учат меня находить баланс между тем, что подходит им, и тем, что считаю эффективным я. Вместе получается создать хороший тандем, в котором я с удовольствием учу, а они с удовольствием учатся.
И, наверное, еще одно важное убеждение, приобретённое за пять лет работы в школе: научить чему-то можно только своим примером. И желательно, чтобы ты был обычным человеком, за плечами которого есть достижения и победы, ошибки и неудачи.
Подростки больше ценят учителя, который не смотрит на них с высоты своего опыта и возраста, а подставляет для опоры свое надежное, «прожившее многое» плечо. Не нужно бояться показать им, что ты тоже бываешь растерян в минуты выбора, что можешь быть расстроенным или резким в моменты трудностей.
Важно уметь приносить извинения, если ты был груб, быть вежливым и уважительным по отношению к каждому человеку, несмотря на его статус или возраст.
Только тогда они услышат учителя и поверят ему.
Материал подготовила Гульнара МУРЗИНА. «Волгодонская правда» №11 от 25.03.2023 г.
Информационно-просветительский проект «ВП»
«ПРООБРАЗование» – Молодые лица Волгодонска
Оформите подписку на наше издание, чтобы узнавать больше новых историй.
Читайте интересные новости «ВП» в Telegram, ВК и Однокласскинах