Категории НовостиРоссийская газета

По Дону запустят пассажирские суда на подводных крыльях

05.07.2023

Специально для речных перевозок были заказаны суда на подводных крыльях нового поколения. / АО «ЦКБ ПО СПК ИМ. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА»

В Ростовской области система пассажирских перевозок водным транспортом возрождается. С помощью региональных властей создана пассажирская судоходная компания, а портовая инфраструктура в населенных пунктах приведена в порядок и готова к приему больших круизных лайнеров и судов на подводных крыльях — публикует наш информационный партнёр «Российская газета«.

— В морском порту «Таганрог» поставлен на якорь плавучий причал. Дноуглубление провели успешно, подходы готовы и уже можно принимать суда, — рассказал на заседании Морского совета при правительстве Ростовской области заместитель директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Михаил Ожередов.

Первым судном, которое 2 июля принял новый причал, стал четырехпалубный лайнер «Константин Федин». Плавучий причал будет функционировать только в навигационный период. Он будет принимать и крупные круизные теплоходы, и мелкие суда. Его длина — 96 метров, ширина — 16 метров. Высота конструкции не превышает двух метров. Стоимость строительства составила около 200 миллионов рублей.

Готовы к приему туристических теплоходов и пассажирских судов причалы в донских станицах Романовской, Кочетовской, Старочеркасской, а также в городах Константиновске и Семикаракорске. Для расширения маршрутной сети водного транспорта на Дону прорабатывается вариант установки трех подобных конструкций в станице Багаевской, хуторе Пухляковском и станице Кочетовской.

Возить туристов и пассажиров будет региональная судоходная компания «Дон». Специально для нее в Нижнем Новгороде заказаны суда на подводных крыльях нового поколения «Валдай-45М».

Первый теплоход «Валдай-45М» в Ростовскую область прибудет в середине сентября. Второе судно ожидают в конце октября.

— В судоходной части Дона от Ростова до Романовской изучили возможности действующей инфраструктуры. Мы посмотрели причалы в муниципальных образованиях и локации, которые могут быть интересны туристам. На сегодняшний день уже по четырем позициям готовим договоры о судозаходах. Так, в Ростове-на-Дону наша основная точка для причаливания судов, идущих как вверх по Дону, так и вниз, это причал номер 27. С 1 сентября начнем его эксплуатацию, — сообщил генеральный директор судоходной пассажирской компании Герман Лопаткин.

Отметим, что судно на подводных крыльях «Валдай» — это новейшая разработка российских кораблестроителей. Первые уже ходят на Волге и реках Сибири.

Капитан одного из них Азат Ахмадеев заявил «Российской газете»:

— Я еще из старой гвардии, работал на «Метеорах», «Ракетах», «Восходах». Там была аналоговая система управления, здесь — цифровая. Это как с «Жигулей» пересесть на «мерседес».

Разработчики отмечают, у «Валдая» есть еще одно преимущество перед старыми судами: благодаря отсутствию волны оно не размывает берега.

Для перевозок пассажиров приобретут два «Метеора 120М» разных видов. Один из них построят в Нижнем Новгороде, другой — в Казани.

— В сентябре посетим одну из судозаходных компаний, чтобы на практике увидеть, как себя ведут «Метеоры», — уточнил Герман Лопаткин.

Для выхода в море будут закуплены катамараны, которые сейчас проходят обкатку. Возможно, приобретут катера вместимостью до 180 пассажиров. На них можно будет ходить не только в Керчь, но и немного дальше.

В качестве судоходных маршрутов рассматриваются направления Ростов-Азов-Волгодонск, Ростов-Ейск-Анапа, Ростов-Керчь-Ялта.

Могут возобновиться пассажирские перевозки и по рекам Северский Донец и Маныч. Изучаются маршруты быстроходных судов до Белой Калитвы, в перспективе — до Каменска-Шахтинского.

Однако для открытия этого водного пути на Северском Донце и реке Маныч необходимо провести дноуглубительные работы и построить портовую инфраструктуру. По мнению руководителя ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» Сергея Гайдаева, без современных причалов пассажирские и грузовые перевозки по данному водному пути не целесообразны.

Комментарий

Михаил Ожередов, заместитель директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»:

— Ограничение судоходства в связи с началом СВО, беспрецедентное санкционное давление не могли не сказаться на работе морпортов. Грузооборот порта Азов в 2022 году сократился на 6,2 процента к 2021 году и составил почти восемь миллионов тонн, грузооборот порта Ростов-на-Дону снизился на 3,5 процента — более 15 миллионов тонн. С начала этого года Азовский и Ростовский порты показывают хорошую динамику грузооборота, которая превышает аналогичные показатели 2021-2022 годов.

Справка «РГ»

Технические характеристики «Валдая»: длина судна — 21,3 метра, ширина — 5,2, скорость — 65 километров в час, пассажировместимость — 45 человек, дальность плавания — 400 километров, экипаж — два человека. Двигатель мощностью 1100 лошадиных сил. Расход топлива 202-208 литров в час.