После запрета на экспорт топлива биржевые цены на бензин и дизель обвалились
Временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива (ДТ), введенный 21 сентября, обвалил их биржевые котировки на 20%. При этом сам топливный кризис никуда не делся. И если пользоваться медицинскими терминами, приступ болезни купирован, но до выздоровления еще далеко — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Цены на топливо на бирже действительно упали, но по ДТ продолжают оставаться на уровне выше исторических максимумов прошлых лет, а по бензинам — чуть ниже рекорда 2021 года, который был побит только в этом году. При этом 26 сентября падение цен остановилось, они опять пошли вверх. А внебиржевые индексы Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), то есть сделки с топливом по прямым контрактам продавцов и покупателей (например, на электронных площадках), пока никак не отреагировали на снижение биржевых котировок и остаются на предельно высоком уровне. Они всегда отзываются с задержкой на изменения конъюнктуры, как и розничные цены, но с начала падения цен на бирже прошло уже больше недели.
Официальные данные по рознице появятся только вечером 27 сентября, но оперативных новостей о снижении цен на заправках не было. А вот сообщения об отсутствии топлива на некоторых АЗС в разных регионах были.
Розничные цены пока не отыграли до конца сильное подорожание топлива в опте в последние месяцы
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, ждать на АЗС снижения аналогичного падения биржевых котировок не стоит. У заправок была хорошая маржинальность работы в 2022 году, они поднакопили «жирок», но уже весной этого года они его растеряли, маржинальность стала отрицательной. Сейчас даже при удачной конъюнктуре они опять будут накапливать запас прочности, поэтому сильного снижения цен не произойдет, считает эксперт.
Как отмечает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин, в среднем по стране цены на заправках могут лишь приостановить рост, они все еще не полностью отражают подорожание, которое произошло на оптовом рынке за последние месяцы.
В целом же запрет экспорта приведет к перенасыщению рынка, в первую очередь дизельным топливом. По оценке участников дискуссии о ситуации на российском нефтяном рынке, прошедшей в пресс-центре «Россия сегодня», избыток предложения составит приблизительно 1 млн баррелей в сутки или чуть меньше. Производство придется снижать либо за счет сокращения добычи нефти, либо за счет производства нефтепродуктов, которые не запрещены к экспорту (например, мазут). Это нанесет удар по доходам бюджета (идущих с объемов добычи нефти и экспорта нефтепродуктов) и будет наиболее болезненно для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые уже провели модернизацию своих производств, то есть наиболее экономически эффективным.
Кроме того, как отмечает Симонов, нефтеперерабатывающая отрасль показала высокую адаптивность к западным санкциям. Были выстроены новые логические цепочки, найдены новые рынки сбыта, а сейчас растут риски, что их займут конкуренты.
По словам директора Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслава Кулагина, логично было бы снять запрет в течение месяца, максимум двух. По его мнению, после этого у нас есть два пути: либо использовать рыночные инструменты для регулирования рынка — демпфер (компенсация нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и российскими ценами при поставках топлива на внутренний рынок), экспортные пошлины и прочее, либо возвратиться к плановому управлению внутренним рынком. Второй вариант самый сложный для исполнения и наименее привлекательный для экономического роста.
С этим согласен Симонов, который считает, что возврат к плановым методам ведения хозяйства крайне нежелателен для экономики. А вот вернуться к обсуждению параметров демпфера (с 1 сентября выплаты по демпферу сократили в два раза) вполне логично. Можно также решить проблему через возвратные экспортные пошлины, уменьшение акцизов на топливо, но сути это не изменит, речь идет об изменениях в фискальной нагрузке на компании.
В росте цен на ДТ сыграло множество факторов, отмечает эксперт. Да, экспорт был очень привлекателен, разница стоимости тонны при поставках в России и на экспорт достигала 20 тыс. руб. Но дело не только в этом. Помимо сезонного роста спроса из-за сельскохозяйственных работ есть и другие факторы, повысившие потребление дизельного топлива. Это растущие грузоперевозки, это работа военной техники. Спрос вырос, а демпфер нефтяникам урезали. Естественно, для бизнеса в такой ситуации стали более привлекательны поставки за границу. И дело не в их жадности, подчеркивает Симонов. Он привел последнюю оценку председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, что в цене топлива около 85% составляют налоги.