Категории НовостиРоссийская газетаЭкономика

Запрет на экспорт дизеля из России повлиял на рынок не хуже сделки ОПЕК+

29.09.2023

Запрет на экспорт дизельного топлива (ДТ) из России снизит его предложение на мировом рынке приблизительно на 3,4%. На первый взгляд это не так много, но для поддержки нефтяных котировок страны ОПЕК+ сейчас сокращают добычу всего на 2,5% от спроса, и это прекрасно работает. К тому же рынок ДТ значительно меньше по объемам нефтяного, а мощности переработки нефти в мире ограничены — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Пока наш дизель еще отправляется за границу по уже заключенным контрактам. У стран-импортеров есть запасы топлива, как есть они и у экспортеров. Но чем дольше действует запрет, а сейчас с его введения (21 сентября) прошла неделя, тем сильнее будет его влияние и на котировки ДТ, и на стоимость нефти. Последнее не так очевидно, но если с рынка исчезает 1 млн баррелей в сутки какого-то готового продукта, то возникает дополнительная потребность в сырье, из которого этот продукт изготавливается.

Мировое потребление ДТ составляло в 2022 году около 28 млн баррелей, так что потери от российских ограничений не катастрофические, но весьма существенные, считает замдекана экономического факультета МГУ Александр Курдин. Пока наши ограничения порождают заметные, но локальные, кратковременные колебания на рынках.

В день введения запрета цены на дизель на бирже ICE выросли с 963,5 долл. за тонну до 1007 долл. за тонну, уточняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Затем наступила коррекция до 987 долл. Но в ближайшие месяцы нельзя исключать нового повышения цен. Нефтяной рынок стал дефицитным во второй половине этого года из-за решения Саудовской Аравии сократить добычу на дополнительные 1 млн баррелей в сутки.

Скачок цен произошел не из-за физических изменений на рынке, а только на новости о запрете нашего экспорта. Поэтому и произошел отскок. А вот теперь котировки постепенно поползут вверх на реальной информации о нехватке топлива в тех или иных странах.

По иронии судьбы из-за запрета нашего экспорта ДТ под основным ударом оказалась Европа, которая сейчас не покупает наши нефтепродукты. Локальные дефициты ДТ стали возникать здесь еще до 21 сентября, а цены растут с августа. Евросоюз долгое время существовал за счет поставок российской нефти и нефтепродуктов. Из нашей нефти в странах Старого Света производилось в основном ДТ, его же большей частью импортировали из России. В декабре 2022 года ЕС ввел эмбарго на морские закупки российской нефти, а в феврале 2023 года — нефтепродуктов. К запретам готовились, но в ЕС не учли, что страны ОПЕК+ опять начнут сокращать добычу, а Россия вдобавок еще и снизит экспорт нефти. Цены на нефть и нефтепродукты пошли вверх, а самого топлива стало не хватать. Ситуация усугубилась тем, что многие европейские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) были настроены под переработку российской нефти Urals. После эмбарго им пришлось переходить на другие сорта и смеси, которые на выходе подчас давали меньший объем продукта и повышали его себестоимость. И вот последним ударом для ЕС стал наш полный запрет на экспорт ДТ. И дело здесь не только в том, что мы уменьшили предложение на рынке.

Как отмечает Родионов, география нашего экспорта ДТ была достаточно широкой даже после эмбарго ЕС. Косвенно об этом свидетельствует статистика экспорта нефтепродуктов из РФ, в структуре которого на ДТ приходится около 50%. Например, в августе 2023 года 46% морских поставок нефтепродуктов из РФ приходилось на Турцию, Индию и ОАЭ. Важную роль занимал Сингапур (7%), а также страны Африки — Египет, Ливия, Тунис, Того, Сенегал, Марокко, Гана, Алжир и Нигерия, на долю которых приходилось 18% поставок. Скорее всего, страны Африки реэкспортируют российское топливо в страны, которые ввели эмбарго на его поставки из России, считает эксперт.

Казалось бы, нам до проблем Европы нет никакого дела. Если цены на нефть и нефтепродукты будут расти, то нам только лучше. Бюджет будет получать большие доходы с добычи и экспорта нефти, а его потери от запрета экспорта бензина и ДТ сравнительно невелики (68 млрд руб. за восемь месяцев). Они окажутся покрыты приходом с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который платится от объемов производства с учетом стоимости нашей нефти Urals в долларах по курсу в рублях. За те же восемь месяцев выплаты по нему составили 4,1 трлн руб. Но беда в том, что сработает это лишь на незначительном отрезке времени, не больше месяца. Тот же 1 млн баррелей в сутки ДТ нам нужно куда-то деть. Если они останутся заперты в стране, добычу нефти придется снижать, и, соответственно, уменьшатся выплаты в бюджет по НДПИ.

Кроме того, Россия сумела перенастроить свой экспорт нефтепродуктов из Европы в другие страны, часто для реэкспорта товара в Европу. Но сейчас экспорт самой востребованной позиции прекращен. Необходимые мощности производства для замещения нашего ДТ на рынке есть у США, которые никак не зависят от нашей нефти. Уже сейчас американские НПЗ наращивают производство дизеля. По информации Bloomberg, экспорт ДТ из США вырос 24 сентября до 1 млн баррелей, но пока не в сутки, а в неделю. Основная часть поставок предназначается для Европы.

Сергей Тихонов

https://rg.ru/2023/09/28/zapahlo-goriuchim.html