Категории "ВП"КультураНовости

И станет историей время

08.02.2024

Волгодонский эколого-исторический музей победил в конкурсном отборе в Национальный проект «Культура» 2024.

Да-да, хранители прошлого оказались ближе всех нас к будущему! Ведь благодаря этой победе в экспозиционном зале ВЭИМ «Православная икона на Дону» скоро появятся мультимедиа-гиды с технологией дополненной реальности на базе цифровой платформы «Артефакт» и другие суперновинки музейного дела. В этом видится особый смысл: одна из самых старинных коллекций ВЭИМ – иконы XVI-начала XX веков – становится площадкой для использования технологий завтрашнего дня. А сокровища православной иконографии – «мостиком» в завтрашний день музея и города.

Все верно: будущее принадлежит тем, кто дорожит прошлым и умеет мечтать. Примеров тому в практике работы ВЭИМ множество. А в День российской печати позвольте вспомнить эпизоды из жизни музея, в центре которых – человек «с «лейкой» и с блокнотом». Может показаться, что эти события и люди ничем не связаны. Но музей помогает видеть в них Время, которое становится Историей.

«Кто-нибудь услышит, снимет и напишет…»

Кто мог поверить еще пару лет назад, что слово «военкор» в наши дни будет будоражить и тревожить, как и в Великую Отечественную? Эта выставка работает в ВЭИМ не один месяц, но актуальность и интерес посетителей к ней только растут. «Память пылающих лет» – в десятках фотографий и других экспонатов, рассказывающих о классиках военной фотожурналистики.

В основе выставки, которую ярко презентовала старший научный сотрудник музея Елена Владимировна Куричева, – работы легендарных фотокоров Великой Отечественной войны. Евгений Халдей, Макс Альперт, Анатолий Архипов, Анатолий Гаранин, Аркадий Шайхет, Владимир Юдин и многие другие. За Победу и правду истории они сражались рядом с бойцами на передовой – «жив ты или помер – главное, чтоб в номер материал успел ты передать…». Эта правда, оплаченная и сотнями жизней военных корреспондентов, продолжает жечь сердца.

Кадры, изменившие мир. Вот легендарная фотография Евгения Халдея: 22 июня 1941 года москвичи слушают речь наркома Молотова, концовку которой знают все: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Рядом – полный трагизма снимок бойца, склонившегося над телами расстрелянных гитлеровцами родных: это Крым, 1942 год. Потом, на Нюрнбергском процессе, многие снимки Халдея и его коллег станут документальными свидетельствами злодеяний фашизма.

Но запечатлели военкоры и триумф советского народа-победителя. Вот на фото Сталин в белоснежном мундире рядом с главами союзных держав: идет Потсдамская конференция. А вот и Победа! Благодаря военкору Халдею мир и сегодня помнит «Хозяйку военного Берлина» (неофициальное название легендарного снимка регулировщицы – воронежского ефрейтора Марии Шальневой). Запечатлел легендарный Мастер и знамя Победы над Берлином, и ликующих жителей Болгарии, Югославии, других стран, встречавших наших воинов-освободителей. Я привела самый мизер примеров. Пересказать богатейшее содержание выставки не пытаюсь. Если еще не видели – поторопитесь!

Елена Куричева на презентации проекта вспомнила слова классика военной фотохроники Роберта Капа: «Если твои фотографии недостаточно убедительны – значит, ты был недостаточно близко». Репортеры Великой Отечественной были не просто близко к передовой – они знали войну в лицо.

Так же знают войну в лицо и фиксируют правду о ней фотожурналисты наших дней.

Хроника «Русской Весны»

Наверное, «Память пылающих лет» производила бы мощное впечатление и без участия военкоров Донбасса. Но их работы тоже здесь. Облик человека «с «лейкой» и с блокнотом» в XXI веке обретает новые черты.

Уже признаны классикой жанра фотоснимки военкора «Российский газеты» Владимира Аносова. Он отправился в командировку добровольцем. Каждое фото – как документ, как отдельный сюжет с участием героев СВО и мирных жителей новых российских территорий. Это такие говорящие снимки, что даже подписи не нужны. Вот каски наших бойцов, на которых жители освобожденного города написали освободителям: «Мариуполь с вами. С Богом! Выживите! Благодарим». Вот на разбомбленной улице – одинокая фигура пожилой женщины с палочкой. Это «Утро Мариуполя», снятое, когда жители только-только начали выходить на свет из подземелий. А вот и «Раненое детство»: девочка собирает «конструктор» на полу в ДК Докучаевска. Дом культуры стал прибежищем для беженцев… Герои следующего фото – саперы. Они обследуют побережье Азовского моря и обезвреживают сотни и тысячи боеприпасов. Вот словно выехавшая из ада машина беженцев с белыми флагами и трещинами на стеклах. Рядом на снимке – горящие у подъездов костры: дом разрушен. Рискуя попасть под обстрел, жители готовят еду на улице…

Эту хронику военкор Аносов отснял во время 84-дневной командировки на Донбасс от «Российской газеты». Очевидцы рассказывали: вокруг рвутся снаряды, а он щелкает затвором фотоаппарата. Репортер снова снимает войну. Он выполняет профессиональный долг, чтобы люди видели правду. Думали. Верили. Фотокор помогает приближать победу.

Фотокор Владимир Аносов с главным редактором «Волгодонской правды» Раисой Руденко. Форум «Вся Россия-2022», г. Сочи

Нелегко воспринимать эти пронзительные откровения военных корреспондентов разных поколений. Но музейщики посчитали нужным пригласить на выставку не только руководство города и общественность, но и школьников. И не ошиблись. Я видела, как смотрели на исторические кадры наши земляки: представитель поколения детей войны Василий Иванович Кузьмин, член городского совета ветеранов Владимир Степанович Мельников, один из старейших волгодонских фотокорреспондентов Алексей Васильевич Литовченко. Слушала, как читает свои патриотические стихи поэтесса, председатель областного отделения Союза профессиональных литераторов Татьяна Александровна Мажорина. А председатель городской Общественной палаты Людмила Гарриевна Ткаченко прочла бессмертное стихотворение Константина Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»:

…За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там,
где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

В зале были и ровесники симоновского героя – воспитанники лицея «Политэк», дети и внуки гостей презентации. По их глазам тоже видно: такие минуты в музее дорогого стоят. Постарайтесь показать «Память пылающих лет» своим детям и внукам. У этих экспонатов можно даже ничего не говорить. Просто смотреть, чтобы помнить.

Как ветер, пчелы и цветы

Но вернемся к главной новости. Волгодонский музей (в числе 60 со всей России!) отобрали для участия в нацпроекте «Культура» 2024 из тысяч претендентов. Как достигался результат? Интересно мнение на этот счет человека «со стороны». (Хотя Л.А. Суркова, наверное, поругает меня за ее «отчуждение» от ВЭИМ. Ведь этот музей – довольно частый участник ее программ на областном и федеральном телеканалах). Мы встретились с Любовью Александровной в ВЭИМ в самом конце прошлого года. И я не удержалась от вопроса: в чем она, один из ведущих деятелей культуры донского края, видит секрет успеха провинциального музея?

Итак, культурный обозреватель ГТРК «ДОН-ТР», кандидат философских наук, доцент ЮФУ, Заслуженный работник культуры РФ, Почетный академик Российской академии художеств Любовь СУРКОВА:

– Я очень люблю наблюдать, как люди вопреки всем препятствиям продолжают свое дело. Этот музей знал и золотое время Всесоюзной комсомольской стройки атомного гиганта, когда все здесь кипело. Знал и тяжелые времена. Когда все рухнуло, и на всех уровнях интерес к городу исчез, – музей активно развивался! Хорошо помню съемки в этом здании, когда при мэре Фирсове еще только решался вопрос о преобразовании ресторана в музей. Им отключали свет, заводили уголовные дела – каких только палок в колеса не вставляли! Счастлива, что на моей памяти, вопреки всем препонам, люди довели дело до прекрасного результата! Это вызывает бесконечное уважение.

А как они добывают свои сокровища! Из какой ветхости воссоздали казачий курень в Красном Яру. Как успели собрать материалы при жизни легендарных земляков: художника Язева, режиссера Николая Задорожного и многих других героев. Как Ирина Владимировна Павлинок несколько лет кропотливо «обхаживала» правнучку легендарной старочеркасской казачки и получила-таки драгоценный экспонат – «Полюшкино пальто» – в знаменитую коллекцию народного костюма. Вещи уже под 200 лет, а как сохранились велюровая ткань и потрясающая монастырская вышивка! Не зря же модницы Старочеркасска считали за честь пройтись в этом наряде по великим праздникам! (Хозяйка иногда разрешала это подругам). Сколько потрясающего материала музейщики успели собрать! Поди еще найди такую потрясающую коллекцию икон, как в ВЭИМ! Или уникальные археологические находки! Музей сотрудничает и с подводными экспедициями по исследованию Саркела, и со скалолазами, которые исследуют древнейшие памятники… Мне как автору книг и телефильмов на исторические темы это очень интересно. Поэтому при всей загруженности снова еду в ваш город за новинками старины.

Хорошего года вам! Всего доброго, Волгодонск!

Вместо эпилога

Да, вот из такого сотрудничества музейщиков с профессионалами из самых разных областей и вырастают потрясающие результаты. Сотрудничая подобно ветру, пчелам и цветам, они добывают нектар для наших душ. А «новинками старины», снова позвавшими Любовь Суркову к нам, на этот раз стало открытие выставки ВЭИМ «Территория I и II Донских округов Области Войска Донского (XVI – начало ХХ вв.)». Об этом мы обязательно расскажем в ближайших номерах. А пока, простите эту вольность, ограничились тем, что имеет отношение к нашему профессиональному празднику. Ведь и вы, дорогие читатели, прямо причастны ко Дню печати: вы нас вдохновляете, «заряжаете» и поддерживаете уже тем, что читаете нашу газету и ее электронную версию.

С Днем Российской печати и до встречи на страницах «ВП»!

Материал подготовила Ольга КУЗЬМИЧЕВА. «Волгодонская правда» №1 от 13.01.2024 г.

Оформите подписку на наше издание, чтобы узнавать больше новых историй.
Читайте интересные новости «ВП» в TelegramВК и Однокласскинах