Категории На ДонуНовости

В Ростовской области грунтовые воды захлестнули населенные пункты

14.03.2024

фото: Сергей Михеев/»Российская газета»

Минимум шесть районов донского края, а также три города, несмотря на малоснежную зиму, оказалась во власти грунтовых вод. Подтоплены десятки домов. Их жители, власти всех уровней и ученые, несмотря на некоторое расхождение во мнениях о причинах бедствия, сходятся в одном: с такой проблемой регион не сталкивался последние лет 30-40 — пишет наш информационный партнер «Российская газета».

Решить ее в одночасье тоже не получится: необходим строгий научный анализ и постоянные оперативные меры, которые сегодня и принимаются. Корреспондент «РГ» побывал в эпицентре бедствия.

Большой потоп

— У нас в подвале теперь бассейн, — горько улыбаясь, говорит Сусанна Тербалян, жительница СНТ «Маяк СКВО», который расположен в Мясниковском районе, прямо на границе Октябрьского района Ростова. Она приглашает к себе в дом, открывает дверь в подвал и включает свет. Кругом вода, покрывшаяся зеленоватой плесенью. Словно издеваясь, на ее поверхности радостно играют блики от электрической лампочки. Воды по колено.

— И так уже два месяца. Откачивали воду, а она только прибывает и прибывает, — жалуется Сусанна. — Бывало, что за ночь по три раза выкачиваем. Иногда не спим, дежурим, чтобы отопительная система не заглохла. Там же электричество подведено…

— Теперь уже и трещина по дому пошла, а в подвале у меня все соленья остались, — возмущается пенсионерка Аревик Луспарьян из соседнего СНТ «Лесополоса». Это уже Октябрьский район донской столицы. Здесь вода поднялась в нескольких СНТ.

Игорь Сидоренко, житель СНТ «Восход-2», вздыхает и показывает подвал своего добротного двухэтажного дома. Говорит, что вода словно стучалась из-под земли (в доме была хорошая гидроизоляция), и однажды вечером плитку словно вспучило изнутри, а потом потекло из всех щелей. В подвале был тренажерный зал его сына Тимофея, прикованного из-за ДЦП к инвалидной коляске. Семья его организовала первую в области секцию футбола для инвалидов-колясочников. Теперь о тренировках придется забыть. Молятся, чтобы дом устоял.

СНТ — бывшие дачные поселки на окраине Ростова, которые превратились в частный сектор. Свои кирпичные дома многие жители строили долгие годы. Обычная жизнь на шести сотках — огород, детская площадка, у кого как. Те, кто живет здесь 30 и более лет, не помнят, чтобы вода вообще задерживалась на поверхности, а уж тем более поднималась из-под земли.

Особенно усугубилась ситуация с мая прошлого года. Начало подтапливать дома и в нескольких других районах вокруг Ростова: Аксайском, Азовском, Батайске…

Накрыло всю область

Власти, судя по официальным ответам «РГ» от министерства ЖКХ, а также министерства территориального развития и министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, выделяют несколько причин произошедшего. Частично о них упоминал и губернатор Василий Голубев на пресс-конференции в начале февраля.

— Как говорят специалисты, с лета на Ростовскую область пришлось много дождей. Грунт был наполнен водой, — рассказывал губернатор.

Январские морозы усугубили ситуацию: вода не уходила в почву, оставаясь на поверхности. Отсюда новые подтопления.

Другие причины — «техногенная инфильтрация» (так сказано в ответе на запрос «РГ»), задержка движения потоков грунтовой воды свайными фундаментами зданий, а также «иными объектами капстроительства», отсутствие на застраиваемых участках системы сбора и отвода ливневых вод, проще говоря, ливневок.

С означенными причинами бедствия жители подтопленных СНТ согласны.

— Однозначно тут виновата и застройка, и то, что многие дома не подключены к центральной канализации, а жители используют просто сливные ямы, — рассуждает житель СНТ «Лесополоса» Олег Гапон. — Понимаю, что геодезию надо делать, документы поднимать, искать, чьи коммуникации, но это все долго. А вода теперь после каждого дождя поднимается и не уходит.

— По своему опыту знаю, что если на территории никогда не поднимался уровень грунтовых вод, а теперь поднимается, то это явление носит техногенный характер, — говорит инженер-геодезист Алексей Демиденко. — Значит, где-то перекрыли русло подземной реки или осушили водоем. Нужно изучать этот вопрос, причем по нормативным документам, нужно работать над этим не один сезон. В одночасье такая проблема не решится. Рельефы, уклоны меняются, балки засыпаются, вода может перетекать в другие места. Когда-то выделялись средства на изучение климата, делали прогнозы на годы вперед. Считаю, нужно вернуться к этой практике и делать прогнозы по затапливаемым территориям.

Борьба уже в разгаре

По данным правительства Ростовской области, борьба с непрошенной водой уже кипит. Например, в СНТ «Вираж+» и СНТ «Братство» Октябрьского района Ростова, а также в КП «Петровский» и КП «Стандарт» в хуторе Ленинаване строят водоотводной канал. Готовятся расчищать русла малых рек, чтобы отводить туда воду. В других районах схожий алгоритм действий.

В муниципалитетах сформированы штабы для оперативного реагирования на ситуацию. Благодаря ФГБНУ «Российский НИИ проблем мелиорации» созданы и оцифрованы топографические карты проблемных участков. Идет работа и в юридической плоскости: выявляются и устраняются нарушения водного и земельного законодательства (читай, незаконной застройки).

Это отчасти уже дает результат. Так, в хуторе Красный Крым под Ростовом понизили уровень воды в балочном пруду, который находится за чертой населенного пункта. В Ростове расчищают имеющиеся водоотводные трубы и ливневые стоки.

— Предстоит основательный научный анализ ситуации, сейчас мы в начале пути, — отмечает замруководителя Российского НИИ проблем мелиорации Герман Сенчуков. — Сделать выводы немедленно невозможно. Настолько сложной гидрометеорологической обстановки, какая сложилась этой зимой, нам наблюдать не приходилось давно. В моей практике был только разлив Дона в 1994 году. Необходима инженерная разведка, а затем инженерные решения. После завершения проектных работ они будут приняты.

К марту всем муниципалитетам поручено вместе с научным сообществом создать дорожные карты борьбы с «большой водой».

Что с компенсацией

В случае невозможности проживания в домах и невозможности откачать воду может быть введен режим чрезвычайной ситуации, отмечают в правительстве региона. В этом случае гражданам предоставят временное жилье на период ликвидации ЧС, а также финансовую помощь в связи с утратой имущества. Сумма небольшая — 20 тысяч рублей за частично утраченное имущество первой необходимости на человека и 30 тысяч рублей за полностью утраченное имущество первой необходимости. В Ростове размер материальной помощи увеличен соответственно до 50 и 100 тысяч рублей.

Евгений Ракуль

https://rg.ru/2024/03/13/reg-ufo/v-rostovskoj-oblasti-gruntovye-vody-zahlestnuli-naselennye-punkty.html