Категории Новости

…Но гражданином быть обязан

19.03.2016

Как отмечают социологи, по всей России сейчас наблюдается настоящий патриотический бум. даже те, кто был уверен, что вернуть россиянам уважение и любовь к своей стране практически невозможно, вынужденно — признают, что ошибались. О том, как воспитывают патриотов в Ростовской области, мы поговорили с первым заместителем губернатора Игорем Гуськовым.- Игорь Александрович, как по — Вашему, воспитание патриотизма — это воспитание чувств, воспитание убеждений или мотивация поступков?- Это воспитание личности. Невозможно взрастить отдельно от общего мировоззрения любовь к Родине. Формирование активной гражданской позиции у подрастающего поколения сегодня является важной задачей. Государственной важности. И она стоит не только перед органами власти. Каждый из нас, будучи членом общества, может и должен внести свой вклад.- А как воспринимают дети все эти идеи? Находит ли вся эта патриотически-воспитательная работа отклик в их сердцах?- Знаете, у меня обширный опыт — я профессионально всю жизнь занимаюсь работой с молодежью, системой образования и должен отметить, что прошлый год стал откровенным «прорывом» проявления патриотических чувств и убеждений.Около 200 000 детей и молодых людей приняли участие в различных мероприятиях патриотической направленности. По собственному желанию! Это явный всплеск. Я склонен связывать его с международными событиями, происходящими у нас на границе с Украиной, возвращением Крыма. Позиция президента и власти сейчас понятна молодежи и воспринимается ими позитивно. Мы отмечаем, что дети более патриотичны, чем их родители — те, кому сейчас 25-35 лет. Как раз то поколение, которое в перестроечное время росло уже без идеологии, когда понятие воспитания исчезло из федеральных документов об образовании. Мы и с ними пытаемся работать. В том числе через их детей.- Но и обратный процесс крайне важен — все-таки родители должны воспитывать детей…- Совершенно верно. Семья обеспечивает первоначальную социализацию ребенка, и хотя в наших дошкольных учреждениях большое внимание уделяется основам патриотического воспитания, только родители смогут объяснить ребенку истинное значение таких понятий, как «дом», «семья», «родина». И показать, и рассказать об истории своих предков. Отрадно видеть, как на парад, посвященный празднованию Победы, родители приходят с маленькими детьми, объясняют, наряжают малышей в военную форму времен Великой Отечественной войны, повязывают Георгиевские ленточки на коляски. Эти символы остаются с детьми навсегда.- И уже на этой подготовленной почве сеют свои семена учреждения образования.- У детских садов своя программа, соответствующая возрасту слушателей, у школ — другая. Для донских школьников стало традиционным ежегодное участие в таких проектах, как «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка, «Ветеран живет рядом», «Бессмертный полк», кстати, мощнейшее и визуально, и эмоционально мероприятие, когда вся главная площадь столицы Дона заполняется теми, кто держит в руках фото своих родных или знакомых, отдавших все ради Победы.Каждый муниципалитет проводит не только рекомендованные федеральным центром и областью мероприятия, с каждым годом все больше инициатив появляется.- Связана ли как-то сегодняшняя школьная программа с задачами патриотического воспитания?- Безусловно. И здесь с годами мало что изменилось. Дети учат русскую историю, русскую литературу, страницы которых объективно доказывают уникальность и величие русского мира, русского духа, русского языка, если хотите. Даже природоведение в начальных классах «говорит» о неповторимости русской природы. Если учитель через эту призму дает материал, тогда школьная программа становится инструментом патриотического воспитания. Кроме того, есть предметы, напрямую связанные с физической подготовкой, с умением вести себя в экстремальных ситуациях. Это основы безопасности жизни и физическая культура. На них воспитываются командный дух, взаимопомощь, умение решительно действовать, то есть активная гражданская позиция. Но очень много зависит от позиции самого педагога.- А вне школы?- Во внеклассной работе нет рамок, обусловленных программой, поэтому диапазон возможностей для патриотического воспитания значительно шире. Это, например, помощь детей ветеранам войны или встречи с ними на «Уроках мужества». Это поисковая деятельность, когда школьники по собственному почину объединяются в отряды, чтобы увековечить потерянные имена героев сражений. Это работа школьных музеев. Это проведение реконструкций исторических событий: ребята тщательно изучают детали нашей истории, чтобы наглядно пересказать ее в действии. Это растущее с каждым годом количество краеведческих, патриотических кружков, секций, общественных объединений, где детьми движет только их собственный, никем не навязываемый интерес, их собственные чувства.Мы сегодня говорим не только о патриотических чувствах, а о воспитании российской гражданской идентичности. Ее закладка должна начинаться в семье, продолжаться в детском саду, школе, вузе, на работе.***фото: Первый замгубернатора Игорь Гуськов перечислил факторы патриотического воспитания.