19 июня – Международный день прогулки и ликвидация безграмотности
Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…
Необычный и крайне актуальный сегодня праздник – Международный день прогулки – отмечается 19 июня. Второе его название – День неспешной прогулки, – казалось бы, очевидного, но забытого многими способа отдохнуть, снять стресс и добавить себе немножко здоровья.
Дата праздника выбрана, якобы, в связи с тем, что в этот день он был впервые проведён в 1970-х годах в американском штате Мичиган. Основатель праздника У.Т. Рабе предложил День пешей прогулки в ответ на популярный бег трусцой, намеренно подчёркивая желание замедлить и без того стремительный темп жизни.
Когда инициаторы праздника его придумывали, думали они о безумном ритме современных городов, который держит их обитателей в состоянии хронического стресса и которым так нужно иногда «перезагружаться». А также о гиподинамии – спутнице научно-технического прогресса и информационных технологий. И в том, и в другом случае прогулка – прекрасный и наиболее доступный практически для всех способ сохранить нервы и здоровье.
Свою лепту внесла в осознание такой простой радости как пешая ходьба на свежем воздухе – пандемия коронавируса (а во что она свою «лепту» сегодня не внесла?). Для людей, долгое время ограниченных в передвижениях, возможность пройтись теперь особенно ценна. Тем более что улица – одно из немногих общественных мест, где не обязательно носить защитную маску. Пока все же лучше избегать мест массового скопления людей и соблюдать социальную дистанцию.
Приятной вам прогулки!
Изображение Mabel Amber с сайта Pixabay
Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности
Ровно 100 лет назад – в 1920 году – Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер.
Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности (именно эта дата и считается днем начала ликбеза в Советской России) и в 1920—1930-х годах руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Оценки числа грамотного населения на 1914–1917 гг. сильно отличаются: от 30% до 56% грамотных от всего населения России. В республиках Средней Азии – меньше 10%.
Согласно вышеназванному декрету, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Уже к осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, а также обучение грамоте рабочих и крестьян в специальных школах. Особое внимание уделялось обучению беспризорников – детей, потерявших родственников и оказавшихся на улице. Таковых в 1922 году насчитывалось в стране до 7 миллионов. Определением их в детские учреждения и обучением занималась «деткомиссия» под руководством Феликса Дзержинского, а самым известным педагогом того времени стал Антон Макаренко, автор «Педагогической поэмы».
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР – 5,5 млн. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1930-м году в стране было введено обязательное начальное образование. А по данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к 90%.