«Чтобы помнили». Уникальная выставка к 75-летию Нюрнбергского процесса открылась в Волгодонске
16.11.2021
«Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай!»
И они убивали… Это слова из памятки немецких солдат времён Великой Отечественной. Фашисты шли по нашей земле безжалостными палачами. В потайном кармане у каждого солдата была та самая памятка.
Чтобы другая памятка — зарубка на всю жизнь о страшной войне и её жертвах, осталась в сердцах новых поколений, 16 ноября в Волгодонском эколого-историческом музее начала работу выставка «Обыкновенный фашизм», посвященная 75-летию Нюрнбергского процесса.
Обыкновенный фашизм
Это был первый Международный военный трибунал над фашистскими преступниками Второй мировой. Он вошел в историю как Суд Народов. Местом для Трибунала избрали не пострадавший в ходе боевых действий дворец правосудия города Нюрнберг.
Первое судебное заседание Международного трибунала открылось 20 ноября 1945 года в 10 часов утра. Закончился процесс через только год. Правосудие вершилось в залах третьего этажа. На возвышении был расположен стол для судей, за ним – большие государственные флаги СССР, США, Великобритании и Франции. Уровнем ниже — секретариат, еще ниже — стенографистки, справа – столы сотрудников прокуратуры, а за ними — пресса.
Перед судом предстали 24 военных преступника из высшего руководства Третьего Рейха. Скамья подсудимых находилась слева от входа. Перед ними располагались защитники в адвокатских мантиях.
Всего было проведено 216 судебных слушаний. Участники заседаний в течение 12 месяцев представили доказательства преступлений, совершённых нацистскими палачами. Судили не только людей, но и их идеологию — идеологию фашизма.
Такую историческую справку подготовили для собравшихся музейные работники. А пришли на открытие выставки по адресу: ул. Ленина, 53 представители Администрации города, общественных объединений, учебных заведений и СМИ. Зал был полон.
«Адольф Гитлер — лидер нацисткой партии, правитель фашистской Германии вещал: «Я имею право устранить миллионы низших рас, миром должны править исключительно немцы». Для уничтожения людей нацисты создали гетто, специальные тюрьмы, концлагеря. Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Дахау, Баница, Белжец, Собибор многие другие лагеря смерти покрыли оккупированные территории. В них попали не менее 18 миллионов человек, из которых более 11 миллионов погибли», — рассказывал ведущий.
Мы слушали, а со всех сторон на нас смотрели страшные кадры геноцида в отношении народов СССР и Европы — места расстрелов, крематории, измождённые лица узников, среди которых — ни в чём не повинные дети.
Правдивые экспонаты вызывали боль и сострадание, негодование и недоумение. А когда включили запись песни «Бухенвальдский набат» (автор слов Александр Соболев, композитор Вано Мурадели) в исполнении Муслима Магомаева, всех пробрало до глубины души, до слёз на глазах.
С биноклем и карандашом
Наверное, что-то подобное испытывал участник Нюрнбергского процесса, военный корреспондент газеты «Правда», советский художник-график Николай Жуков.
В зале заседаний Жуков сделал порядка 400 рисунков. Ему, как представителю прессы, было выделено место в первом ряду, напротив скамьи подсудимых. Но обвиняемым не нравилось, что их зарисовывают, и они стали закрываться от художника. Тогда Жуков был вынужден пересесть на последний ряд и наблюдать за подсудимыми в бинокль. Для рисования у него оставалась свободной только одна рука.
Центральное место в экспозиции выставки занимают 19 подлинных работ народного художника СССР Николая Жукова из фондового собрания Волгодонского эколого-исторического музея. Это зарисовки подсудимых: Германа Геринга, Карла Дёница, Рудольфа Гесса, а также портрет главного советского обвинителя Р.А. Руденко, портреты свидетелей и судей. Сделаны они карандашом.
Также на выставке представлены подлинные документы и фотографии узников концлагерей Шауляй (Литва), Ларерфюзез (Германия), тюрьмы Гросс-Розен, где содержались жители восточного региона Ростовской области, их трагические биографии. Экспозицию дополняют отечественные и зарубежные издания, подлинные газеты 1946 года, фотографии, отображающие работу главного судебного процесса ХХ столетия.
У нас — как в Третьяковке
Интересна история появления в провинциальном музее уникальных рисунков, созданных 75 лет назад на Международном трибунале. Как рассказала корреспонденту «ВП» директор музея Ирина Павлинок, в 1987 году (судьба так распорядись) волгодончанка познакомилась в Москве со вдовой художника Жукова — Альбиной Феликсовной.
«Бывала у неё дома, работала несколько вечеров, мы очень подружились. Она много рассказывала о Николае Николаевиче, о семье. Главной моей задачей тогда было найти работы, посвящённые героям Волго-Дона. Художник приезжал к нам на стройку в 1950-1952 годах. И у него было много зарисовок, о существовании которых я узнала из книги Бориса Полевого «Современники». В мастерской художника Жукова одну стену полностью «подпирали» штабеля его работ разных лет, в основном — ватманского размера, часто они были даже не подписаны. И вот это мы с Альбиной Феликсовной перекладывали их с места на место, искали и случайно наткнулись на папочку, в которой осталось ещё несколько рисунков с Нюрнбергского процесса», — вспоминает Ирина Владимировна.
Потом выяснилось, что до неё у Жуковых были представители Третьяковской галереи и что-то отобрали. Павлинок взяла всё, что осталось. И лениану, и портрет Карла Маркса (один теперь у нас, в ВЭИМ, второй — в Третьяковке) — потрясающая работа угольным карандашом, ещё — натюрморты и пейзажи.
«Жукова провожала меня на поезд. В Волгодонск я вернулась с большой и толстой папкой. Музей наш тогда был ещё скромный, коллектив — четыре человека, экспертного совета не имели. Пришлось ехать в Ростовский институт изобразительных искусств, где собрали ради нас целую комиссию искусствоведов, сделали оценку, и потом всё это мы смогли постепенно выкупить. Платили частями, но Альбина Феликсовна ждала, за что ей огромное спасибо. Теперь настал час, когда волгодонцы и гости города могут увидеть эти уникальные произведения своими глазами», — добавила Ирина Владимировна.
Один из стендов выставки посвящён Юлиусу Фучику. Это знаменитый чехословацкий журналист, был казнён в 1943 году в берлинской тюрьме. Незадолго до смерти, находясь в застенках пражской тюрьмы гестапо, он написал книгу «Репортаж с петлёй на шее». Это гениальное антифашистское творение опубликовали в Чехии в 1945 году и перевели впоследствии на 70 языков мира.
Но самое удивительное: на выставке «Обыкновенный фашизм» представлены рисунки к этой книге из фондов Волгодонского эколого-исторического музея, автор которых тоже Николай Жуков!
«Так пусть у смерти хрустнут нервы»
Часть экспозиции, как сказано выше, — подлинные документы и фотографии узников концлагерей. «Миллеровская яма» — лагерь для советских военнопленных на территории города Миллерово. В него попали не менее 120 тысяч человек, их них более 40 тысяч погибли. Гросс-лазарет №192 на территории бывшего 1-го Ростовского артиллерийского училища, в братской могиле которого покоятся более 5000 неизвестных солдат, офицеров и гражданских лиц, замученных и расстрелянных немцами во время второй оккупации в 1942-1943 годах. 27 тысяч советских граждан самых разных национальностей и социального положения, истреблённых гитлеровцами в Змиёвской балке Ростова-на-Дону. Концлагерь в Дубовском районе на голой земле, обнесённой колючей проволокой. За пять месяцев его существования здесь погибли тысячи бойцов и командиров Красной Армии.
Всего в период немецко-фашистской оккупации Ростовской области было расстреляно, повешено, замучено и угнано в немецкое рабство не менее 182 тысяч человек из числа мирных граждан и военнопленных. Эти и подобные факты были свидетельствами геноцида советского народа на Нюрнбергском процессе. И даже фотография расстрелянного ростовского подростка Вити Черевичкина с мертвым голубем в руках, сделанная военным корреспондентом Максом Альпертом, стала обвинительным документом на Суде Народов.
С трагическими и одновременно героическими судьбами нескольких земляков нас познакомили краеведы.
«Мой дедушка — уроженец хутора Поздняков Цимлянского района Феофил Иванович Антонов попал в плен в начале войны и три года пробыл в концлагере города Шауляй в Литве. В лагере на пленников эсэсовцы спускали собак, дрессировали животных на беспомощных и измученных людях. Военнопленных выстраивали в ряд и расстреливали по жребию ради забавы. Дедушке повезло, ему помогли сбежать из этого ада русские эмигранты. Выкупили за золото. Он скрывался на оккупированной территории. Прошёл два лагеря спецпроверки НКВД и участвовал в боях за Родину, в штурмовых батальонах, до окончания войны. Многократно ему помогало выжить знание шести языков«, — рассказал о своём предке историк, научный сотрудник музея Олег Антонов.
А вот ещё одна судьба. Поэт, уроженец станицы Цимлянской Михаил Александрович Авилов в самом начале войны ушёл на фронт. 15 октября 1941 года оказался в немецком плену, пережил все ужасы: невероятные страдания, голод, холод. В трудную минуту его спасали стихи, которые писать было нечем, да и не на чем. Он хранил их в памяти, читал самым близким друзьям. В феврале 1945 года его, как потерявшего способность работать (весил 44 кг.), фашисты направили в Берген-Бельцен для уничтожения. Гитлеровские палачи не успевали сжигать даже трупы умерших от голода, болезней, пыток. Это спасло немногих смертников, оставшихся в живых, и его в том числе.
День освобождения – 15 апреля 1945 года он запомнил на всю жизнь, слёзы радости заливали его лицо, идти он уже не мог. Его направили в госпиталь. Первое, что сделал сразу — записал на обёрточной бумаге свои стихи. Бывший узник фашистских концлагерей издал поэтические сборники «Бессмертник», «За колючей проволокой», «Пепел», посвященные людям советской закалки, способным вынести адские муки, устоять, любящим жизнь и ненавидящим фашизм.
«Опять безмолвный, безразличный Торчит на вышке часовой. И ровно в полночь, в час обычный, Придет за смертником конвой. Не надо мною ли растает Ночного выстрела дымок? Не мне ли нынче смерть встречая, Смотреть с тоскою на восток?! Я не последний и не первый Из тех, кто встретит смерть в плену. Так пусть у смерти хрустнут нервы Когда я ей в глаза взгляну», — до конца жизни наш земляк был поэтом одной темы: темы человека, способного вынести адские муки и устоять.
«Не допустить фашизма»
О малолетнем узнике Кантемировского концлагеря рассказал собравшимся недавно избранный председателем Волгодонского городского совета ветеранов войны, вооруженных сил и правоохранительных органов Александр Кириллов. Александр Михайлович в своём выступлении подробно охарактеризовал театр военных действий на территории нынешнего Волгодонска в 1942-1943 году. Но особенно запомнился его пересказ воспоминаний ныне живущего в нашем городе малолетнего узника Сергея Леонтьевича Агафонова.
«И взрослых, и детей почти не кормили, но заставляли строить разбитую дорогу. За непослушание расстреливали. А в конце декабря, на своё Рождество, фашисты планировали нас повесить — сделать рождественскую гирлянду.»
Военный комиссар Волгодонска Геннадий Терещенко много лет жил в Германии, в городе Веймаре, рядом с концларегем Бухенвальд. Бывал там на экскурсии и поделился своими впечатлениями:
«Варварство — это мягко сказано. Если у заключённых были красивые татуировки, с людей срезали кожу, выделывали, дубили, делали женские перчатки, сумочки, торшеры. Узники работали на каменоломнях и подземном заводе, после 12-часовой смены надзиратели устраивали забаву: запрягали людей в телегу, которую нужно было тащить бегом и петь песню. Кто падал — расстреливали, впрягали новых — до тех пор, пока представление не заканчивалось как раз возле крематория, где всех и сжигали. Звери так не поступают — это ироды».
Военком поблагодарил создателей выставки и подчеркнул: «Нюрнбергский процесс говорит о том, что любое зло будет неотвратимо наказано».
«Очень тяжёлая и сложная тема. Экспозиция — страшная картина большого горя. Выставка призвана донести до современников, что Международный трибунал — не просто рассказ о преступлениях нацизма. Это тревожный набат к будущим поколениям. То, о чём нужно всегда помнить«, — сказала заместитель главы администрации города Волгодонска по социальному развитию Светлана Цыба, обращаясь к молодёжи, и попросила не допустить ни одного ростка фашизма.
Представители Волгодонского техникума общественного питания и торговли (ВТОПИТ) поблагодарили работников музея за приглашение на выставку.
«Замечательное событие произошло сегодня в нашем городе! На Нюрнбергском процессе было всего пять художников. И просто потрясающе, что коллекция подлинных работ одного из них представлена в Волгодонске. Нам могут позавидовать не только областные, но и столичные музеи. Выставка очень нужная, блестяще подана, зрелищна, проникновенна. Нужно сделать так, чтобы как можно больше горожан, молодёжи её посетили», — выразила слова благодарности от преподавателей гуманитарного цикла техникума и свои пожелания педагог Татьяна Сингина.
А что молодёжь? Первокурсники ВТОПИТ Никита Коротков и Семён Костенко, староста группы Валентин Жук и другие ребята уверены: «Нюрнберг — это расплата». «То, что пережили люди, война, фашизм — это страшно, ужасно. Не желательно, чтобы это всё повторилось». «Очень познавательно. Постараюсь донести до своих сверстников информацию, которую получил сегодня. И в дальнейшем буду ходить на подобные выставки».
«Норнберг. Начало мира»
От себя лично хочется добавить, что год назад РИА Новости открыл международный трансмедийный информационно-просветительский и образовательный проект «Нюрнберг. Начало мира«. Проект изо дня в день следовал за ходом Трибунала, обнародовал сотни фактов и документов, с которыми можно и нужно познакомится.
Цитатой для своей грандиозной работы команда создателей выбрала слова Василия Гроссмана из очерка «Треблинский ад», 1944, ставшего одним
из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе:
«Может быть, кто-нибудь спросит: «Зачем же писать, зачем вспоминать все это?» Долг писателя рассказать страшную правду, гражданский долг читателя узнать ее. Всякий, кто отвернется, кто закроет глаза и пройдет мимо, оскорбит память погибших”.
В настоящее время газета «Волгодонская Правда», по договорённости с РИА Новости, публикует материалы проекта «Нюрнберг. Начало мира» на своих страницах.
Валентина Варцаба. Фото автора