Категории "ВП"

Не собачье дело

23.06.2023

Мы уже неоднократно рассказывали о том, как педагоги Центра дополнительного образования детей «Радуга» при работе по социализации, развитию детей с особенными образовательными потребностями используют собак. Свой опыт они широко транслируют с достаточно высоких трибун. Так, педагог «Радуги» Марина Бердник несколько раз успешно выступала на различных Всероссийских научно-практических конференциях, делилась инновационными, педагогическими технологиями, применяемыми волгодонскими педагогами из ее центра для развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Опыт самой Марины Дмитриевны признан уникальным и рекомендован к широкому применению.

Но в этот раз темой нашей беседы с педагогом-кинологом Мариной Бердник неожиданно стали не достижения и успехи коллег и воспитанников «Радуги», а бездомные, бродячие собаки и их агрессивное поведение. Она считает, что промедление в появлении нового, грамотно продуманного закона, регулирующего численность бездомных собак, приведёт к тяжелым последствиям. Необходим закон, который бы четко закрепил за определенными структурами и организациями ответственность, регламентировал порядок их действий, обозначил источники финансирования и наказание должностных лиц за ненадлежащее выполнение обязанностей.

Дворняги с городской «пропиской»

«Более полувека в Советском Cоюзе действовало постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 1 октября 1928 года «О мероприятиях по борьбе с бешенством собак», – обращает наше внимание на историю вопроса Марина Бердник. И, говорит, неплохо работал. – Агрессивных животных отлавливали и уничтожали. Мы, рожденные в СССР, никогда не боялись бродячих собак. Они всегда жили рядом, были настроены абсолютно миролюбиво. Почти в каждом дворе многоэтажек жили одна-две дворняги, которые могли сопровождать ребенка по дороге в школу, дети с ними играли…» Как специалист Марина Дмитриевна утверждает, что бездомные собаки (в разумном количестве) городу даже нужны. Они санитары – подбирают пищевые отходы, уничтожают крыс, других грызунов, больных птиц, тем самым спасая людей от множества переносимых ими болезней. Действие постановления Совнаркома прекратилось в
1980 году (перед Олимпиадой). Тогда, ожидая гостей из разных стран, потребовали уничтожить всех бездомных собак и кошек, как минимум, на территории Москвы. Впоследствии получили резкое увеличение популяции крыс. Пищи много, угрозы грызунам никакой нет. В свое время крысы чуть не «съели» Англию. Выровнять ситуацию удалось только после того, как вывели и распространили собак породы бультерьер.

Говоря о городских дворняжках, важно помнить, что это выходцы из домашних собак. У домашних на генетическом уровне передается положительное отношение к человеку. Их оставшееся без дома потомство хоть и привыкло жить на улице, но четко понимает, как вести себя, чтобы выжить, кто в городе хозяин. Они, полудомашние, надеются на человека, на его поддержку и выполняют свою функцию.

Эй, не стойте слишком близко…

Наряду с полудомашними всегда существовали и полудикие собаки, которые живут в лесополосах, на городских свалках, пустырях, промзонах. Они тоже нужны. Это тоже санитары: не дают хищникам – лисицам, волкам (потенциальным переносчикам бешенства) – заходить на территорию города. В отличие от сородичей «с городской пропиской» (их способ пропитания в собирательстве, нахлебничестве), полудикие собаки добывают себе пищу хищничеством. И этот хищнический инстинкт также передается из поколения в поколение. «Читала о том, как в заповеднике в Воронежской области, где чрезмерно увеличилась популяция волков, охотникам дали разрешение на отстрел этих животных, – рассказывает Марина Дмитриевна. – В итоге волков стало очень мало, но их место моментально заняли полудикие собаки. По наблюдениям специалистов, за короткий период времени они стали вести себя как волки – питаться животными, перестали обращаться к человеку за помощью. Кстати, у собаки и волка один и тот же набор из 78 хромосом. Это означает, что, скрещиваясь, они могут давать потомство. По законам Менделя, первый гибрид имеет ярко выраженные качества волка – силу, мощь, при этом он перестает бояться человека – может убить. Понадобилось восемь лет, чтобы новые волки сумели вытеснить этих гибридов с территории заповедника».

Благими намерениями дорога в ад выстлана

В настоящее время, по мнению кинолога Бердник, ситуация близка к критической. Что сейчас делают зоо­защитники? Они подкармливают, пристраивают полудомашних собак, за что им честь и хвала, но особо рьяные отправляются в промзоны, свалки – в места обитания полудиких. Находят там милых щеночков и привозят их в город. В природе в ходе естественного отбора из такого помёта выжили бы один-два способных охотиться, отстоять право быть вожаком. Но человек вмешивается в естественный процесс, более того, пристраивает в семьи. Часто родители берут их для детей, чтобы воспитывать в них чувство ответственности, сострадания, чтобы рядом был друг. Кто поручится, что это не гибрид?! И даже если нет, все равно, в семью попадает собака с инстинктами хищника. Многие не справляются с воспитанием, корректировкой агрессивного поведения таких собак и выбрасывают их на улицу. Трагедия для ребенка, который вместо урока сострадания пережил стресс от предательства, неприятно и родителям, а еще опасно для общества! Выброшенные полудикие собаки в городе начинают очень быстро размножаться, вытеснять полудомашних. В них сильны хищнические инстинкты, они не боятся человека.

«С экранов говорят: «Количество бродячих собак растет за счет выброшенных хозяевами домашних питомцев». Но кто видел на улицах в собачьих стаях пуделей, лабрадоров, мопсов, ротвейлеров? – рассуждает Марина Дмитриевна. – Они просто не выживают на улице. Бегают крупные, волковидные животные. И если раньше, идя по Красному Яру, я видела, как встречные дворняжки, опустив голову, аккуратненько, оглядываясь, шли своей дорогой, то теперь пес останавливается в позе вожака, вытягивает шею, оценивая мои действия – это стоит хищник! Я знаю, что нельзя хищнику смотреть в глаза, опускаю голову и иду. Но это неправильно! Я человек, и это МОЯ территория. А он думает, что его, и стоит в позе вожака, вызывая на бой. Начну замахиваться, прогонять – он атакует.

Не друг, а источник питания

Еще от одной ошибки предостерегает Бердник любителей животных. Некоторые готовят ведрами пищу и отвозят ее в промзоны, подкармливая живущих там собак. По мнению Марины Дмитриевны, это очень плохая услуга. Собаки привыкают к тому, что приехавший человек (не обязательно один и тот же) даст еду. «Я, например, знаю, что у КПП одного из мебельных производств, расположенных в промзоне Волгодонска, сейчас живет около тридцати голов собак. Они бездомные, полудикие, предприятие ответственности за них не несет. Если бы люди не кормили их, выжило бы процентов двадцать. Но их подкармливают. Значит, очень скоро тридцать превратятся в шестьдесят, дальше – больше, и они начнут мигрировать в город».

– Но они же привыкли к людям, значит, не опасны? – интересуюсь я.

– Да, но человека они рассматривают только как источник питания! Представьте, приехал человек к этому же КПП мебель заказать. К нему устремляется свора из тридцати собак, приветствуя приехавшую машину. Они не собирались нападать. Они привыкли, что каждый приезжающий им что-нибудь даст поесть. А человек этого не знает. Нет у него еды. Более того, боится собак, значит, выделяет адреналин. У животных отличный нюх, а адреналин воспринимается как угроза, и они могут напасть!

Гладко только на бумаге

Бердник уверена, что изданный в 2018 году и пришедший на смену Постановлению Совнаркома от
1928 года Закон «Об ответственном обращении с животными», даже пережив редакцию, не способен изменить ситуацию. Приютов для бездомных собак мало, финансируются они скудно. Привела в пример печальную историю одного из пермских приютов, куда поместили 200 голов. Время идет, выделенные деньги убывают… Хозяева приюта решили выпустить уже откормленных, поживших в нормальных условиях животных и взять новых. И предоставленные сами себе собаки встречают мальчика, в рюкзаке у него бутерброд. Ребенок им не нужен. Он источник пищи. Нужен бутерброд. Но мальчик этого не знает, он пытается отбиться и погибает… Кто виноват?!

«Отсутствие внятных законов, – считает Марина Дмитриевна. – За границей собака, помещённая в приют, никогда не возвращается на место обитания. Там это национальная программа, которую курирует государство. В приютах работает целый штат специалистов: кинологов, зоопсихологов, ветеринаров. Если собака нуждается в коррекции поведения, ее приводят в нужный вид, и только после этого передают в семью, пожелавшую завести питомца. Им гарантирована спокойная собака, у которой не преобладают активно-оборонительные реакции или хищнические инстинкты. Некоторых распределяют в соответствии с поступающими заявками на охрану объектов, на другие нужды. Но если собака агрессивна, не поддается коррекции или никем не востребована, её уничтожают. Жестко, ну а как иначе? За границей это даже не приюты, а пункты временного содержания». А что у нас? По закону, собака отлавливается, транспортируется в приют, где ее стерилизуют, прививают от бешенства, чипируют и, если пожизненное содержание в приюте невозможно, возвращают на место обитания. Но ведь никакая стерилизация не лишит полудикую собаку хищнических инстинктов! И вот возвращенная собака нападает на вышедшего на прогулку бабушкиного любимца – пекинеса, лишая старушку, возможно, единственного близкого друга, или того хуже – кусает ребёнка. Куда звонить? Что делать? Все необходимые по закону мероприятия уже выполнены… Ожесточившиеся родственники людей, пострадавших или погибших от укусов, начинают самостоятельную борьбу. Разбрасывают сильно действующий яд, от которого невозможно вылечить, если прошло один-два часа. В муках на глазах у тех же детей умирают не только бездомные, но и домашние животные, подобравшие с земли отраву. Пострадавшие, владельцы собак, зоозащитники – все винят друг друга, порой становясь непримиримыми врагами. Таким образом, кинологическая безграмотность и несовершенство законов очень сильно вредят и вносят рознь в общество.

Любить собак больше, чем людей, неправильно

– Удивительно это слышать от вас, специалиста, почти всю жизнь работающего с собаками, человека, который искренне любит этих животных!

– Все верно. Но любить собак больше, чем людей, считаю, неправильным. Собака должна быть человеку другом. Я не призываю уничтожать всех дворняг. В России с ее огромными территориями нужны и полудомашние, и полудикие животные. Они, как мы уже отмечали, санитары. Но цивилизованно регулировать их численность необходимо. И еще раз подчеркну – не смешивать их среду обитания, не тащить в город полудиких собак, подвергая опасности людей.

Завершая беседу с Мариной Бердник, я все же попросила несколько рекомендаций, как поступать, если человек оказался на пути стаи бездомных собак.
• Если есть возможность, прислонитесь спиной к стене. Так опасность вам будет угрожать не сразу со всех сторон. Грудь прикройте сумкой, рюкзаком.
• Нет стены, помните, надо меньше двигаться – собаки на неподвижную цель не бросаются.
• Не пытайтесь кричать на собак, брать в руки палку и замахиваться.
• Если у вас с собой есть еда – швырните ее им. Возможно, они чуют ее и ждут от вас. Если они отвлеклись на еду – пытайтесь уйти. Если на еду не реагируют, оставайтесь стоять. Бежать нельзя, чаще всего нападают сзади.
• Медленно, не глядя им в глаза, доставайте телефон и звоните тем, кто может вам помочь, например, приехать за вами на машине.

Материал подготовила Нина ЕГОРОВА. «Волгодонская правда» №22 от 10.06.2023 г.
Есть мнение

Оформите подписку на наше издание, чтобы узнавать больше новых историй.
Читайте интересные новости «ВП» в Telegram, ВК и Однокласскинах