Категории Главная темаНовости

«Имеем недогруз и дублирование маршрутов». Какие реформы нужны общественному транспорту Волгодонска

21.01.2020

Специалисты Производственной системы Росатома проанализировали текущее состояние транспортной системы нашего города.

Мы уже сообщали, что Волгодонск с очередной инспекцией посетили директор по развитию Производственной системы «Росатом» Сергей Обозов и министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко. Они ознакомились с тем, как в Волгодонске работают над пилотным проектом «Эффективный муниципалитет».

Безусловно, самый сложный объект для ПСР-реформирования в Волгодонске – это городской транспорт. И тем не менее, в числе первых в рамках «Эффективного муниципалитета» предстоит реформировать именно его. Потому что это еще и одна из самых застаревших городских проблем, и одна из самых «чувствительных для населения», как выразился директор ДСиГХ Александр Бубен, отметив при этом, что перед департаментом поставлена задача «максимально навести здесь порядок».

Что имеем

На сегодня в команду «транспортных реформаторов» нашего города вошли представители ДСиГХ, специалисты по ПСР Ростовской АЭС и Атоммаша и представители компаний-перевозчиков, например, МУП «ГПТ».

Для начала проанализировали текущее состояние транспортной системы. В Волгодонске на сегодня действуют четыре троллейбусных маршрута, 10 маршрутов для автобусов большой вместимости, в том числе дачных, и шесть маршрутов малой вместимости – они полностью частные. В рабочие дни на городские улицы выходят порядка 100 пассажирских «транспортных единиц», в выходные – поменьше.

Нынешняя транспортная схема последний раз изменялась девять лет назад. Так что проблем в ней накопилось предостаточно, и о них уже неоднократно говорили и писали. На центральных улицах города с транспортом переизбыток, в других районах его мало или нет совсем. Частые срывы графиков движения перевозчиками (в основном частниками), которые происходят из-за плохого технического состояния автобусов; в то же время перевозчикам нет смысла отправлять хороший транспорт на «невыгодные» маршруты, которые ходят почти пустыми. В общем – недовольны все.

Атоммаш зовет!

Более детальным анализом занялись специалисты по ПСР компании АЭМ-Технологии. Тем более что Атоммаш в этой ситуации – сторона заинтересованная: атоммашевская промзона транспортом жестоко обделена, а в связи с постоянным ростом числа работающих заводская автостоянка уже не вмещает личные автомобили, и руководство предприятия просит у города дополнительные площади вдоль Жуковского шоссе.

При этом, как показали результаты проведенного на Атоммаше анкетирования, из 1363 опрошенных сотрудников (самых разных должностей) общественным транспортом на работу добираются 465 человек, на личном авто – 608, при этом 502 человека легко оставили бы автомобиль дома, если бы была альтернатива. Но добраться к проходной завода с В-16, В-5, улицы Энтузиастов, Пионерской, Горького, Степной и из Красного Яра общественным транспортом вряд ли получится: маршрутов, которые к Атоммашу ходят, физически мало, а их графики не привязаны к началу и окончанию рабочих смен. При этом численность персонала завода постоянно растет: в этом году, например, ее планируется увеличить еще на 500 человек.

Статистика и реальность

Параллельно специалисты по ПСР провели исследование пассажиропотока на городском транспорте, попутно развенчав несколько привычных мифов.

60 волонтеров несколько дней ездили на общественном транспорте утра до вечера, считая пассажиров, фиксируя состояние машин и соблюдение графика. Также фиксировали и состояние остановок – в частности, отметили отсутствие на них названий и расписаний маршрутов. Потом студенты МИФИ свели все это в единую компьютерную «матрицу», которая дает полную картину состояния транспортной сети.

Сразу бросились в глаза совпадения: автобус №12 и маршрутка №25 совпадают на 79%, троллейбус №3а и маршрутка №5 – на 75%, «тройка» на 73% совпадает с «пятой» маршруткой и т.д.

Удивила также малая загруженность транспорта большой вместимости, особенно в сравнении с «оптимальными» цифрами, которые обычно давал департамент. Но, как рассказал специалист по ПСР Евгений Белов, они загрузку автобусов и троллейбусов считали по-другому:

– Обычно, чтобы определить загруженность маршрута, берут число пассажиров, перевезенных за один рейс, и делят на максимальный показатель. Возьмем, например, 51-й маршрут, 28-е ноября прошлого года. Пассажиров всего было перевезено за один рейс 77 человек, максимальная вместимость автобуса – 90, загрузку получаем – 86%.

Но, поскольку всю поездку люди заходят и выходят, мы на каждой остановке считали, сколько пассажиров у нас в автобусе, а потом выводили их среднее количество за рейс. И получилась совсем другая картина – загрузка составила всего 34% (мы ее назвали фактической). В течение дня она, конечно, не равномерна: больше всего людей утром и вечером, так что эти пиковые нагрузки нужно компенсировать графиками движения.

Напомним, средняя загрузка волгодонских троллейбусов вкруговую в течение дня, по подсчетам атомщиков, составляет 11%, автобусов – 23%.

«Революционный» вариант

После проведенного анализа у рабочей группы сложился первый пока проект изменения сложившейся транспортной системы Волгодонска. Его назвали «революционным», поскольку он меняет действующую схему на 90%. Руководитель транспортного отдела ДСиГХ Роман Тихомиров пояснил:

– Мы добавили новые маршруты с улицы Степной (в действующей схеме их не существует), плюс дополнительные маршруты для производственного блока промзоны Атоммаша – со старой и новой части города. Кольцевой маршрут №16 будет заезжать на АБК Атоммаша, а также ему запустят встречного «близнеца» со слегка измененной схемой движения. Также через АБК пойдет маршрут №4, что даст жителям Красного Яра возможность попасть на работу. В итоге троллейбусные маршруты пока не изменятся (это и понятно), станет больше маршрутов, рассчитанных на автобусы большой вместимости, и наоборот – меньше маршрутов для автобусов малой вместимости. Графики движения привяжут к часам пиковых нагрузок – когда люди едут на работу и с работы.

Процент риска

Однако все понимают и риски «революционных» перемен, так что к моменту проведения торгов на перевозку пассажиров по новым маршрутам (а это уже скоро) должны будут созреть еще два варианта. И уже из трех разработанных транспортных систем экспертная группа выберет одну, по которой мы и будем ездить по городу со следующего полугодия. К слову, торги будут организованы в форме открытого конкурса – это дает возможность поставить перед перевозчиками ряд условий и за их невыполнение наказывать рублем, например, за несоблюдение графиков или неработающий ГЛОНАСС.

Сергей Макаров, заместитель главы администрации Волгодонска по экономике:

– Мы сейчас обсуждаем с перевозчиками возможные риски. Их видят все. Во-первых, на центральных улицах интервал между транспортом всего минуты полторы – и к этому жители привыкли. Как только мы увеличим это время, чтобы поднять наполняемость, – начнутся жалобы. С другой стороны, мы должны не только удовлетворить жителей, но и сохранить прибыльность маршрутов.  Ведь понятно, что за последние девять лет пассажиров общественного транспорта в принципе стало меньше – многие горожане пересели на автомобили. Поэтому у нас некоторые маршруты частники просто «бросают» – им нет смысла их брать при такой недозагруженности. Что касается производственного сектора, то многие предприятия, которые сегодня сами возят своих рабочих, готовы отказаться от этого в пользу общественного транспорта. Так что тонких моментов много, и все мы заинтересованы в том, чтобы не навредить.

Сергей Обозов, директор по развитию Производственной системы «Росатом»:

– В связи с большими планами Росатома по строительству атомных станций на Атоммаше идет большое наращивание производства, численность персонала предприятий атомной тематики растет, будут набраться еще люди, поэтому изменение действующей транспортной схемы для нас очень актуально. Существующая в Волгодонске модель никого уже не устраивает, но и желание городской администрации быть осторожнее вполне понятно – стремительные нововведения могут быть болезненными. И все же время нас поджимает…

Максим Папушенко, министр экономического развития Ростовской области:

–  Волгодонск в плане транспорта – большой город, где есть и электротранспорт, и транспорт большой и малой вместимости. Поэтому «умная» и рациональная организация транспортного обеспечения населения с учетом выделенного губернатором нового подвижного состава, с применением технологий Росатома – это важнейшая вещь, которую, я думаю, мы скоро оценим.