«Хочу пить чистую воду!» Житель Волгодонска предлагает свой способ спасения Цимлянского моря
28.07.2021
Состояние Цимлянского водохранилища и реки Дон, которая его наполняет и вытекает из него, уже много лет беспокоит общественность, экологов и властные структуры.
Маловодность и проблемы с навигацией, снижение количества биоресурсов и качества самой воды, которая нужна сельскому хозяйству и промышленности, а самое главное — населению Волгодонска, Ростовской области и ещё целых 14 регионов России, становятся предметом обсуждения специалистов, участников вузовских и межотраслевых конференций. Для спасения Цимлы и Нижнего Дона разрабатывают целые национальные программы.
«Пули дьявола»
Но, оказывается, судьба искусственного моря беспокоит и рядовых граждан. На днях о встрече с корреспондентом «Волгодонской правды» попросил Олег Каногин. Он активно ищет способы помочь Цимлянскому морю, акваторию которого ежегодно терзают жара, сине-зелёные водоросли и гибнущая рыба.
«О вреде сине-зелёных водорослей говорят многие. Но реально и глубоко ими и токсинами, которые они выделяют, занимался уже покойный член-корреспондент Академии медицинских наук РФ Александр Кульберг и его коллеги, которые стали авторами открытия. Как выяснили ученые, эти водоросли генерируют и выделяют в воду особые мутагенные молекулы — так называемые «пули дьявола» или (ДВ-молекулы). Совокупность биологических свойств ДВ-молекул приводит к эффектам, характерным при радиоактивном облучении клеток и организмов (лучевая болезнь, онкологические и другие опасные заболевания).
По сути, это тихий ядерный удар по всей планете. На более близком нам бытовом уровне массовое скопление сине-зелёных водорослей приводит к цветению воды и массовому замору рыбы, одно из которых недавно произошло в нашем море», — сразу обозначил тему разговора Олег Юрьевич.
Справка. Сине-зелёные водоросли — цианобактерии или цианы — древнейшая группа живых организмов, которая за миллиарды лет эволюции (3,5 млрд и более) научилась приспосабливаться к любым условиям обитания на планете.
Тема прямо скажем «с бородой», но интерес к ней от сезона к сезону то подлетает до небес, то падает . «Нашествие сине-зелёных, их концентрация зашкаливает — мы шумим, ищем пути избавиться от водорослей. Следующее лето выпадает прохладней, и мы про них забываем. Поэтому воз и ныне там», — говорит собеседник.
Олег Каногин — живёт в Волгодонске с рождения, с 1974 года, он — простой работяга, сварщик на строительстве одной из российских АЭС. Темой экологии и конкретно борьбы с колониями крошечных микроорганизмов в водоёмах интересуется давно и уверен, что она вполне решаема, а способ её реализации даже может принести доход.
Конечно, по мнению Олега Юрьевича, существует комплекс проблем, которые стали назревать с момента запуска в эксплуатацию Цимлянского моря и гидросооружений на Дону — то есть, почти 70 лет назад. Например, все эти годы в искусственном море постепенно накапливается ил. Его довольно уже большой слой. Моряки говорят, что порой якорям судов на Цимле не за что зацепиться. При этом уровень воды — заметно понижается.
«Как только общая площадь мелководья стала критической, температура воды там поднялась до определённых значений, тут же на свет вылезла сине-зелёная «муляка». Если раньше вода начинала цвести после Ильина дня (2 августа), то сейчас чуть ли не с начала лета. А если учесть, что бактерии могут увеличивать свою биомассу вдвое всего за 20 минут, понятно, откуда берётся вспышка», — говорит собеседник, добавляя, что за два дня цимлянская вода в объеме ведра становится мутной и зелёной, и пить такую субстанцию категорически нельзя.
Но проблемы своего моря мы все прекрасно знаем. Как с ними бороться — вот вопрос.
Опыт египтян, китайцев и украинцев
По словам Каногина, люди придумали пока только один эффективный способ — откачивать накопленный ил — в специально построенные чеки или в котлованы, где добытое высыхает, а потом вывозить, например, на поля, если по своему составу ил не имеет опасных загрязнений. Всем известно, что это хорошее удобрение — египтяне, можно сказать, цивилизацию построили на этом иле. (Кстати, ил выделяет питательные вещества для сине-зелёных.)
«Но есть и другой путь — избавляться от самих сине-зелёных водорослей. Но не хлореллой, как у нас пытались, а механически. Ещё в начале нулевых в Украине посчитали, что если на Кременчугском водохранилище собирать сине-зелёную «муляку», пусть не повсеместно, а хотя бы в пятнах цветения, и перегонять её в биогаз (искусственно полученный метан), то можно получать десятки миллионов тонн», — делится информацией неравнодушный горожанин — на встречу с журналистом он пришёл с конспектами наработок учёных, ответами официальных органов, собственными выкладками по теме.
Известно, что решением этой проблемы уже пытался заниматься Фонд спасения Цимлянского водохранилища. Его участники предлагали использовать биогазовую установку, в которую вместо животных экскрементов загружают сине-зелёную субстанцию из моря.
«Они уже нашли производителя оборудования, чтобы собирать бактерии. Но, похоже, столкнулись с колоссальными затратами. Я не слишком силён в экономике, но, по-моему, расходы на сбор водорослей катамараном и перегонку их через центрифугу превысят пользу от добывания биогаза. А вот если вместо катамарана с центрифугой, которая отделяет сине-зелёные водоросли от воды, использовать более простой способ, то имеет смысл… Технология известна давно, в ней нет ничего хитрого: китайцы получают биогаз уже две тысячи лет, а германцы в своё время собирали и использовали болотный газ для обогрева», — делится информацией Олег Каногин.
Немного теории
Сырьем для получения биогаза могут быть органические бытовые и промышленные отходы, специально выращенные энергетические культуры (например, из силосной кукурузы или сильфия), а также водорослей. Выход газа может достигать до 300 м³ из 1 тонны.
Выход биогаза зависит от содержания сухого вещества и вида используемого сырья. Из тонны навоза крупного рогатого скота получается 50-65 м³ биогаза с содержанием метана 60%. Максимальное количество биогаза — 1300 м³ с содержанием метана до 87% — можно получить из жира.
Различают теоретический (физически возможный) и технически-реализуемый выход газа. В 1950-70-х годах технически возможный выход газа составлял всего 20-30 % от теоретического. Сегодня применение энзимов, бустеров для искусственной деградации сырья (например, ультразвуковых или жидкостных кавитаторов) и других приспособлений позволяет увеличивать выход биогаза на самой обычной установке с 60% до95 %.
На практике из 1 килограмма сухого вещества получают от 300 до 500 литров биогаза.
Что предлагает Каногин?
Словом, волгодонец предлагает как задёшево, не только в пятнах цветения, собирать сине-зелёные водоросли, без энергетических затрат. Такая система работает в природе и взята местным рационализатором за основу. Это что-то типа боновых заграждений, которые следует располагать на мелководье с определённым интервалом. Они будут концентрированно собирать главного биоврага нашего моря. А дальше?
«А там уже — дело техники — подогнать судно и закачать массу — либо сразу в биореактор, либо отвезти в место переработки. Таким способом можно получить миллионы тонн водорослей и перегнать их в биогаз, превратив наше море в маленький Ямал Ростовской области. В данный момент природное явление я пытаюсь своими руками трансформировать в небольшую конструкцию. Это будет простая и бюджетная мини-установка, функциональность которой я хотел бы проверить на заливе», — считает Каногин.
Добавим, что своим изобретением мужчина занимается в промежутках между вахтами. Он надеется, что скоро завершит работу, оформит рацпредложение и пообещал редакции предоставить видео рабочих моментов.
«Мне не помешала бы поддержка неравнодушных людей, у которых есть время и деньги. Все существующие сегодня способы сбора бактерии — неэффективны. Если мне удастся доказать, что можно сделать дешевле, тогда это будет хороший бизнес для города и решение, позволяющее повысить качество жизни людей. Также понадобится поддержка власти, поскольку Цимлянским морем «заведует» специальный орган — Донское бассейновое водное управление. Без его разрешения проводить какую-либо деятельность, даже в благих целях, в акватории водохранилища вряд ли будет возможно. Хотя раньше ДБВУ объявляло даже конкурсы на лучшее предложение по улучшению экологии», — обратился за помощью через газету горожанин.
По мнению, Каногина, вложенные средства окупятся, а его разработка может стать бизнесом по спасению экосистемы Цимлянского водохранилища. Проблему можно превратить в высокодоходный бизнес, зарабатывая на борьбе с тем, что мешает природе и безопасной жизни людей. Но дело даже не в этом.
«Главное, что мною движет — я хочу пить чистую воду!» — говорит эколог-волонтёр.
Пока Олег Юрьевич доводит до ума своё изобретение, редакция «ВП» приглашает к разговору экологов, чиновников, общественников, благотворителей — всех кому интересна тема безопасности Цимлянского моря.
Что вы думаете по поводу предложения Олега Каногина? Есть ли у вас свои варианты оздоровления нашего водохранилища? Какая Цимла достанется нашим детям и внукам? Свои мысли пишите в комментариях к статье или пишите на почту редакции по адресу: v_pravda@mail.ru
Валентина Варцаба, фото автора, коллаж «ВП»