Категории Скрытая

Новый атомный «цифровой продукт». Директор Атоммаша — о первом реакторе для Курской АЭС-2

21.09.2021

19 сентября в город Курчатов на строительную площадку Курской АЭС-2, преодолев 1800 километров, прибыло «атомное сердце» – корпус реактора ВВЭР-ТОИ, произведенный на волгодонском заводе Атоммаш. Мы уже сообщали, что для жителей города атомщиков в Воронежской области это стало большим событием — первым в свое роде (читайте ниже).

Реактор ВВЭР-ТОИ — это новый тип оборудования для атомных станций. Энергоблоки №1 и №2 Курской АЭС-2 поколения «3+» являются пилотными, сооружаемыми по проекту ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энергетический реактор типовой оптимизированный информатизированный), и соответствуют всем требованиям МАГАТЭ в области безопасности. Это новый проект, созданный российскими проектировщиками на базе технических решений проекта АЭС с ВВЭР-1200. Они обладают повышенной мощностью, улучшенными технико-экономическими показателями и обладают повышенной устойчивостью к экстремальным внешним воздействиям и природным катаклизмам.

Корпус реактора ВВЭР-ТОИ весит 340 тонн, его длина составляет 12 метров, изготовлен он из безникелевой стали, которая не меняет свойств под воздействием радиации и при высоких температурах. Корпус способен выдерживать давление в 250 атмосфер, что выше рабочего в 1,4 раза. Это сравнимо с давлением на глубине 2,5 км в океане. Это важнейшее оборудование первого энергоблока. Внутри корпуса реактора на этапе эксплуатации АЭС размещается ядерное топливо и протекает управляемая ядерная реакция с выделением большого количества тепла.

«Производственные площадки компании «АЭМ-технологии» стали пионерами производства оборудования для энергоблоков с новейшими реакторами ВВЭР-ТОИ. Ядерное оборудование – продукт особенный, и любая новая модификация типового решения требует адаптации производственного процесса именно для такой модели. Но мы успешно справились с задачей, при этом сократив сроки выполнения отдельных ключевых операций, традиционно обеспечивая самые высокие современные стандарты качества и безопасности. При производстве реактора для Курской АЭС-2 мы впервые использовали многие современные цифровые решения и технологии. Так что ВВЭР-ТОИ можно, в определенной мере, считать и новым атомным «цифровым продуктом», аналогом которому на сегодняшний день в мире нет», – отметил генеральный директор АО «АЭМ-технологии» Игорь Котов.

«Корпус реактора ВВЭР-ТОИ имеет свои особенности. Например, в отличие от корпуса реактора ВВЭР-1200, в нем уменьшено количество сварных соединений с шести до четырех – исключены сварные соединения в активной зоне. Это снижает радиационное воздействие на швы и улучшает эксплуатационные характеристики изделия, что позволит после 60 лет эксплуатации продлить срок службы корпуса еще дважды на 20 лет», – отметил главный инженер Курской АЭС-2 Алексей Вольнов.

«Строительно-монтажные работы на площадке сооружения станции замещения ведутся очень активно. Сейчас мы разворачиваем работы на объектах вспомогательного и обеспечивающего назначения, продолжаем строительные работы на основных зданиях и сооружениях. Задача ближайшего времени – это обеспечение готовности транспортно-технологической схемы к монтажу реактора. Установка корпуса реактора на штатное место откроет новую фазу сооружения – начало тепломонтажных работ на энергоблоке №1. Выполнение этого события запланировано на июнь 2022 года», – подчеркнул вице-президент – директор проекта по сооружению Курской АЭС-2 Олег Шперле.

Перевозка сверхтяжелого негабаритного груза представляла собой сложную логистическую операцию. От места изготовления – завода «Атоммаш» в Волгодонске оборудование было перевезено на спецпричал Цимлянского водохранилища, погружено на баржу и по воде доставлено в город Семилуки Воронежской области. Речной путь составил 1500 километров. В некоторых местах для прохода баржи требовалось углублять дно. Далее изделие преодолело еще 300 километров на специальном автотранспорте до Курчатова.